Для чего нужны тренинги. Что такое тренинги - и нужно ли их посещать? Что такое тренинги

Что такое тренинг? Виды тренингов

Тренинг - это одна из современных форм интенсивного обучения.

Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Обычно тренинг проводится в группе от двух-пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания, и так далее. В общем, живут коллективной жизнью.

Очень важные люди, которые не могут позволить себе резвиться или обучаться в толпе, заказывают себе «персональный тренинг». То есть один тренер работает с одним учеником. Обычно это очень дорогое развлечение.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить полученные знания - на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков - из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги).

Оплата работы тренера проводит компания.

Виды тренингов по целям.

В целом все групповые тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

Тренинги навыков

Цель тренинга навыков - дать участникам конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.

Таких тренингов множество.

Прежде всего сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, тайм-менеджмент и многое другое.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс-менеджмента, скорочтения и так далее.

Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно.

Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста)

Цель тренинга - выйти из проблемной ситуации, открыть для себя новые возможности.

К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Обычно прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что кто-то им может помочь, на такие тренинги не ходят.

Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привела их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми («Как перестать переживать»), повышение самооценки, создание семьи («Как выйти замуж»), повышение сексуальности («Школа гейши»), изменение отношений с деньгами («Как стать магнитом для денег»), поиск призвания («Как найти свое дело») и так далее.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы - ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар», где нужно выбрасывать за борт участников игры), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Иногда вводятся очень строгие правила по посещению занятий, вводятся штрафы за опоздания. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над 9

ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.

Психотерапевтические тренинги

Цель тренинга - устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений - чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат - изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

Тренинги духовного развития

Цель тренинга - дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Часто в основе таких тренингов лежат различные эзотерические теории.

Например, йога, даваемая в финес-центрах, - это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучения, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг «Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам», тренинг «Третий путь» и так далее.

Особенность тренинга - он имеет ограниченный срок. Если вам предлагается длительный цикл занятий, то это уже не тренинг, а что-то другое.

Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга - дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов - она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения - свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе (тренинг телесной психотерапии, например).

К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги («Мужская сила») и так далее.

На этом классификация наиболее популярных групповых тренингов завершается.

С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны, к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия - для привлечения к себе людей. Сюда относятся учения многочисленных индийских Учителей, школа Гурджиева или различные группы, изучающие восточные или славянские духовные и религиозные практики.

Будьте внимательны

И еще. Сегодня появились довольно активные религиозные организации, которые под видом тренингов личностного роста или духовного развития могут завлекать вас в эту организацию.

То есть вы находите каким-то образом объявление о проведении тренинга по освоению энергетических практик, искусству тантры или освоению фэн-шуй, и идете туда. Там действительно проводится такой тренинг, но тренеры явно или скрытно будут приглашать вас познакомиться с Истиной, восславить какого-то Учителя или поехать к ним в ашрам. Все это обычно скрывается за эзотерическими терминами и ссылками на тайные знания, полученные от Учителя.

Скорее всего, вас очень аккуратно и профессионально будут вовлекать в религиозную организацию закрытого типа, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поэтому будьте внимательны, пользуйтесь услугами только тех тренеров и тренинговых центров, о которых вы узнаете из заслуживающих полного доверия источников. Иначе вместо желанного духовного развития вы можете получить большую духовную травму.

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий.

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий. Однако, несмотря на то. что к услугам тренеров сегодня прибе­гает все большее количество ком­паний, это не всегда сопровожда­ется информированием широкой общественности о пользе и реаль­ных возможностях краткосрочного обучения.

Что такое тренинг

Тренинг - это процесс освое­ния техник, направленных на по­строение эффективной професси­ональной деятельности. Его основ­ной задачей является научение бизнес-технологиям, необходимым для конкурентной борьбы на рын­ке. С другой стороны, тренинг можно определить как интенсив­ную форму обучения, сочетающую теоретические лекции и практи­ческую отработку навыков за ко­роткий промежуток времени (1-2 дня). При этом полученные навыки являются достаточно устойчивыми и эффективными, а их использова­ние в дальнейшем обеспечивает результаты, на которые они были рассчитаны.

Кто такой тренер

Очень важная роль в процессе обучения отводится тренеру-кон­сультанту. От его личности, как считают эксперты, на 90% зависит успех всего мероприятия. Однако отсутствие однозначных критери­ев оценки профессионализма тре­неров способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, "продающих воздух". По­требность в профессионалах уве­личивается с каждым годом. Рост спроса на тренинговые услуги про­порционален росту предубежде­ний и стереотипов. Кто же такой тренер?

Тренер - это совершенно само­стоятельная профессия. Этот спе­циалист не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Это фасилитатор [от англ., to fascilitate -- опосредовать какой-либо процесс], который с помощью спе­циальных методов и подходов опе­ративно (в течение одного-пяти дней) и эффективно обучает про­давцов - продавать, руководите­лей - управлять, секретарей - ко­ординировать работу офиса, груп­пу управляющих - согласованно планировать стратегию дальней­шего развития компании.

К методам, которые использует в своей практике тренер, относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой дело­вые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, "мозговой штурм", психогимнастика и др. Тренер успешно планирует систему обучения в любой органи­зации не только благодаря опыту работы в этой сфере, но и основы­ваясь на системном понимании биз­нес-процессов в целом, умении опе­ративно анализировать специфику обсуждаемой сферы бизнеса и со­бирать всю информацию, необходи­мую для разработки курса обуче­ния. Профессиональный тренер должен уметь создавать на занятии атмосферу доброжелательности, оптимизма и взаимной симпатии между участниками. После прохож­дения профессиональных тренингов слушатели обретают новые силы, воодушевление, интерес к опреде­ленной деятельности, заряд энергии на всю рабочую неделю.

Какие тренинги наиболее востребованы сегодня

"Мода" на тренинги в Украине прошла, уступив место трезвому расчету. Сегодня клиенту нужен не универсальный пакет инстру­ментов, а индивидуальный подход, максимально учитывающий спе­цифику его бизнеса. Эффектив­ность тренинга и всей программы обучения напрямую зависит от степени их проработанности для конкретного слушателя. Все уси­лия специалистов тренинговых компаний направлены на резуль­тат, который клиент получает по окончании обучения, а не на сбыт "продукции" -- тренингов и семи­наров. При создании программы тренинга учитываются специфика деятельности предприятия и сос­тав участников, особенно если обучение ориентировано на руко­водителей высшего звена. На этом уровне ошибки непозволи­тельны, а значит, процесс обуче­ния должен тщательно планиро­ваться совместно с заказчиком.

Эксклюзивный тренинг стоит дороже стандартного, так как на его подготовку уходит больше времени -- разработка ведется в несколько этапов. Клиент, как правило, готов к таким затратам, поскольку понимает, что таким об­разом он повысит эффективность обучающего процесса.

Специалисты выделяют три ви­да тренингов

Коммуникативные тренинги на­правлены на развитие индивидуаль­ных деловых качеств, а именно: уме­ний вести переговоры, управлять конфликтом, планировать собствен­ное время, правильно расставлять приоритеты и т. д.

Тренинги личностного роста способствуют налаживанию эф­фективной коммуникации, целеполаганию. развитию памяти и вни­мания, лидерских качеств и т. д. В процессе обучения тренеры уси­ленно "ковыряются" в вашем прошлом, извлекая наружу все комплексы, после чего вы совме­стными усилиями пытаетесь их преодолеть.

Специализированные и отрас­левые (маркетинг, менеджмент, логистика и т. д.) тренинги рас­считаны на специалистов опреде­ленной сферы. Обучающие прог­раммы отраслевой направленности особенно востребованы предприя­тиями, занимающимися продажа­ми, а также менеджерами разного уровня. К этой группе относятся также тренинги по управлению пер­соналом, финансовому, регулятор-ному менеджменту, бизнес-процес­сам, маркетингу, рекламе и PR-тех­нологиям, сбытовой и администра­тивной логистике.

В последнее время значительно возрос спрос на профессиональ­ные, так называемые "навыковые", тренинги. Во-первых, предприятия испытывают потребность в высоко­квалифицированных кадрах. Во-вторых, рынок, условия организа­ции бизнеса и методы работы быстро меняются. И в-третьих, эф­фективность таких мероприятий оценить намного легче.

Неизменной популярностью поль­зуются тренинги личностного роста, однако специалистов, способных проводить на высоком уровне тре­нинги "абстрактного характера", недостаточно. К тому же многие слу­шатели не всегда могут определить, насколько полезными были для них занятия.

Сегодня все больше внимания компании уделяют обучению линей­ных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на усо­вершенствование управленческих навыков (ситуационное руковод­ство, тайм-менеджмент, управле­ние конфликтами, навыки публич­ного выступления).

Что касается формы проведения тренингов, то в последнее время значительно возросло количество корпоративных мероприятий. Одна­ко несмотря на это, есть основания полагать, что и в будущем открытая форма проведения занятий будет превалировать.

Почему тренинги иногда оказываются неэффективными

Неэффективность тренинга мо­жет быть вызвана следующими причинами: ошибочное определе­ние потребностей заказчика, не­правильно подобранный состав группы, отсутствие "обратной свя­зи" и посттренингового сопровож­дения, плохая организация подачи материала, слабые презентацион­ные навыки преподавателя. Одна из наиболее частых причин неэф­фективности тренинга - отноше­ние к нему как к наказанию. Такой стереотип складывается под влия­нием множества нюансов: руковод­ство выбрало неудобные для со­трудников компании время и место обучения, сообщение о прохожде­нии тренинга было сделано в виде приказа и т. д.

Часто недоразумения возника­ют из-за поверхностного понима­ния руководством компаний зна­чения слова "тренинг". Тренинг - это не магическое действо, а ин­тенсивное обучение, направлен­ное на развитие неспецифических для конкретной профессии дело­вых и психологических качеств. Тренинг организуется компанией с целью повышения эффективнос­ти труда.

При организации корпоративно­го тренинга нужно учитывать все тонкости. Порой возрастная разни­ца тренера и слушателей может осложнить установление личност­ного контакта между ними, особен­но если тренер моложе. Наконец, многое зависит от расписания занятий. Скажем, тренинг, назна­ченный на субботнее утро, вряд ли вызовет у слушателей положи­тельные эмоции. В этом случае по­надобятся талант и профессиона­лизм тренера, чтобы преодолеть накопившиеся негативные эмоции аудитории.

Как оценить результат тренинга

Замерить результативность и эффективность обучения доволь­но сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно оценить с помощью вход­ного и выходного тестирова­ния. Важнейший показатель эф­фективности - отсутствие зату­хающей динамики: чем дольше сохраняются результаты тренин­гов и семинаров, тем выше каче­ство обучения. У специалистов, прошедших обучение по индиви­дуально разработанной програм­ме, этот показатель, как правило, очень высокий.

В зависимости от задач обуче­ния объективным его результатом может стать уменьшение количест­ва конфликтных ситуаций в кол­лективе, увеличение количества удовлетворенных клиентов, повы­шение авторитета компании, рост уровня продаж. Происходит струк­турирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к ра­боте, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная куль­тура компании. В любом случае, эффективность тренинга опреде­ляется последующим применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действитель­ности. Ton-менеджеры наблюдают улучшение производственных по­казателей, а сотрудники, освоив­шие современные методы работы, могут претендовать на более высо­кую заработную плату. Таким об­разом, и руководители, и работни­ки понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.

Посещение тренингов в наше время набирает все большую популярность, но, тем не менее, я все чаще сталкиваюсь с поступающими от клиентов вопросами:
- зачем нужно посещать тренинги, если в Интернете можно найти ответ практически на любой вопрос?
- что такое тренинг и чем он отличается от консультации у психолога?
- не принесет ли мне посещение тренинга больше вреда, чем пользы?
- какой тренинг будет мне сейчас полезен?
- как часто нужно ходить на тренинги?
- как получить максимальную пользу от тренинга?
- как понять, что тренинг будет качественным?

И, поскольку подобных вопросов задается все больше и больше, попробуем разобраться в них по порядку.

Действительно, сейчас в Интернете можно найти великое множество ответов практически на любой жизненный вопрос. К тому же, есть различные психологические журналы, тесты, книги, видео. И, казалось бы, решай себе свои проблемы, сидя дома и не тратя на тренинги кучу денег.

Но есть одно большое НО:
так уж устроена человеческая психика, что все мы за свою жизнь привыкаем видеть себя с одной стороны, под определенным углом зрения - а вот взглянуть на себя по-другому и действительно разглядеть причину проблемы зачастую бывает не просто трудно, но и практически невозможно. Даже наши друзья и знакомые со временем привыкают видеть нас однобоко. А посещение тренинга или психолога позволяет увидеть себя с другой, порой очень неожиданной стороны.

Хорошо организованный тренинг - это всегда практическое применение знаний и практик. Это форма активного обучения, при помощи которого происходит своего рода «дрессировка», формирование и отработка определенных навыков, умений, привычек. В ходе тренинга создаются условия и моделируются такие жизненные ситуации, которые помогают участникам самораскрыться и самостоятельно отыскать подходящие конкретно ему способы решения собственных психологических проблем, комплексов, страхов.

Поскольку обучение в тренинге групповое, то скорость передачи информации, поиск решений и генерирование идей протекает быстрее, увеличиваются в разы по сравнению с индивидуальным. Таким образом, каждый участник группы всегда выносит с тренинга массу новых инструментов для развития своей личности.

Для получения максимального эффекта тренинг необходимо посещать, будучи психологически на него настроенным. Тренинг требует от вас некой открытости и готовности к изменениям. Требует большой, осмысленной работы с ориентацией на результат.

Если отправляетесь на тренинг «за компанию» или потому, что муж-жена-мама-папа настояли, или с целью убедиться, что никакой тренинг вам ничего нового и полезного не принесет - посещение его действительно вам не поможет. А может, и навредит, так как вместо того, чтобы настроиться на самораскрытие и отработку, вы все время будете подсознательно отыскивать подтверждение тому, что вам данный тренинг лучше было не посещать и вы попусту истратили свое время и силы.

Кроме того, поскольку ведущий на тренинге выполняет обычно лишь часть работы, а все остальное делают сами участники, вы своим негативом будете только мешать окружающим.

Как часто и какие тренинги необходимо посещать именно мне? На этот вопрос также не существует однозначного ответа. Каждый сам для себя должен определить: что именно сейчас тревожит его больше всего, какую конкретно проблему хочется разрешить, сколько времени, сил и денег он готов на это потратить.

Тренинг принесет максимальную пользу, если вы не только отработаете новые навыки и практики на самом мероприятии, но и продолжите их отрабатывать самостоятельно, пока этот навык не станет для вас привычкой. В этом случае впоследствии вы будете готовы перешагнуть на следующую ступень развития своей личности, и посещение последующего тренинга станет для вас уже новой отправной точкой.

В завершение разберемся, какой тренинг будет качественным :

  • конечно, тот, который нужен именно вам в данный конкретный момент времени:
  • на котором вы сможете отыскать ответы на свои вопросы;
  • который поможет вам избавиться от старых, вредных привычек и обрести новые;
  • тот, к посещению которого вы будете готовы, который принесет в вашу жизнь что-то новое и полезное.
Открытое подсознание [Как влиять на себя и других] Свияш Александр Григорьевич

Глава 1. Что такое тренинг и зачем он нужен

Глава 1. Что такое тренинг и зачем он нужен

Мудрость не всегда приходит с возрастом.

Бывает, что возраст приходит один.

Дени Дидро

Эта книга имеет подзаголовок: книга - тренинг. Что это значит? Это означает, что она предназначена не только для чтения, но и для практической работы, тренировки. В конце каждой главы даются конкретные задания , которые помогут вам наладить контакт с вашим подсознанием и тем самым научиться влиять на себя. А если постараться, то и на других.

Причем это не будут приемы жесткого влияния из НЛП (нейро - лингвистического программирования), а совсем другие подходы. НЛП рассматривает человека как «черный ящик», которым можно управлять с помощью специальных процедур. Это чисто кибернетический подход.

У нас – психология

У нас подход совершенно другой, психологический.

То есть мы рассматриваем, что такое психика человека, как примерно она функционирует (в рамках авторской модели, разумеется). И что нужно сделать, чтобы она функционировала нужным нам образом. То есть если мы захотим что-то изменить в себе, например, развить в себе решительность или улучшить отношения с деньгами, то у нас это получится.

Эти изменения в себе вы будете производить сами , вполне осознанно и понимая, к каким результатам вы должны прийти.

Эта книга является частью методики Разумного пути, то есть использует такой подход, когда вы включаете свой разум (осознанность, рациональный ум) и используете его для достижения своих целей. Вы сами выбираете, что вам нужно изменить в себе, и сами совершаете действия, чтобы получить желанный результат.

Есть много разных путей

Существует множество других путей внутреннего развития, которые мы не будем использовать.

Мы не используем подходы, которые дают индийские гуру – когда вы игнорируете свой ум и пытаетесь только слушать свою душу. Мы считаем, что наш ум – это очень мощный инструмент познания и преобразования мира, и отказываться от него есть более чем странное решение. Возможно, что пару тысяч лет назад, когда уровень науки и техники был очень низким, это был прекрасный путь, но сегодня он явно устарел.

Мы не используем подходы, когда вы все свои проблемы решаете путем обращения к внешним авторитетам, будь то очередной гуру, ясновидящая, гадалка или астролог. Все это возможно, просто мы считаем, что нужно думать своей головой . И что очень странно, когда ты СВОЮ жизнь доверяешь какому-то ЧУЖОМУ человеку.

Мы не используем религиозные подходы, когда вы все делегируете Богу и позволяете ему как-то управлять вами. Это хорошо в монастыре, но в реальной жизни неплохо самому строить свою жизнь и самому идти к своим целям.

Мы не используем подходы ортодоксального материалиста, который позволяет себе опираться только на то, что, как он считает, признала наука. Эти люди обычно не знают, что большинство основоположников психологических и философских теорий всегда признавали, что в нашем мире существует НЕЧТО, что не является материалистическим объектом. Но тем не менее вполне реально влияет на наш мир и на людей в частности. Эти мистические прозрения скрываются за вроде бы научными, но не имеющими четкого значения терминами «архетип», «коллективное бессознательное» и прочими.

В методике Разумного пути допускается, что реальные возможности ЛЮБОГО человека значительно превышают то, что он позволяет себе использовать.

Чтобы научиться чуть-чуть больше использовать свои скрытые возможности (точнее, сверхвозможности), вам нужно будет тренироваться. То есть выполнять те Задания, которые будут приводиться в конце каждой главы.

Вы можете проигнорировать эти Задания и свести работу с книгой к банальному чтению.

Тогда тренинга не получится. И вы не получите тех результатов, которых могли бы достичь.

Это будет ваш выбор.

Вы имеете полное право ничего не делать и ничего не развивать. Зачем тогда вы купили эту книгу?

Давайте подробнее узнаем, что же такое тренинг, и какими они бывают.

Что такое тренинг?

Тренинг – это одна из современных форм интенсивного обучения. Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Обычно тренинг проводится в группе от трех - пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания, и так далее. В общем, живут коллективной жизнью.

Очень важные люди, которые не могут позволить себе резвиться или обучаться в толпе, заказывают себе «персональный тренинг». То есть один тренер работает с одним учеником. Обычно это очень дорогое развлечение.

Работая с этой книгой, вы получите персональный тренинг . То есть вы уже сейчас можете смело ощущать себя VIP- фигурой. Если, конечно, вы выберете тренироваться.

Ниже будет представлена некоторая информация о типах групповых тренингов. Если вы твердо знаете, что никогда и ни при каких условиях не пойдете на групповой тренинг, то можете смело переходить к следующей главе. Одна учтите, что на групповой тренинг могут пойти ваши дети или знакомые, и вы сможете быть им полезными, если будете понимать, что же это такое.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить полученные знания – на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков – из - за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги – это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес - тренинги).

Оплата работы тренера проводит компания.

Виды тренингов по целям

В целом все групповые тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

Тренинги навыков

Цель тренинга навыков – дать участникам конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.

Таких тренингов множество.

Прежде всего сюда относится большинство бизнес - тренингов , где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, тайм - менеджмент и многое другое.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс - менеджмента, скорочтения и так далее.

Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно.

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками.

Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста)

Цель тренинга – выйти из проблемной ситуации, открыть для себя новые возможности.

К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Обычно прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т. д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что кто-то им может помочь, на такие тренинги не ходят.

Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привела их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми («Как перестать переживать»), повышение самооценки, создание семьи («Как выйти замуж»), повышение сексуальности («Школа гейши»), изменение отношений с деньгами («Как стать магнитом для денег»), поиск призвания («Как найти свое дело») и так далее.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы – ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар», где нужно выбрасывать за борт участников игры), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Иногда вводятся очень строгие правила по посещению занятий, вводятся штрафы за опоздания. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов. Иногда компании заказывают корпоративные трансформационные тренинги для своих сотрудников. Обычно это тренинг командообразования, проводимый в форме коллективного преодоления сложных препятствий (например, «Веревочный курс»).

Психотерапевтические тренинги

Цель тренинга – устранить неприятное психическое состояние. Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений – чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

Тренинги духовного развития

Цель тренинга – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей. В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Часто в основе таких тренингов лежат различные эзотерические теории.

Например, йога, даваемая в финес-центрах, – это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучения, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг «Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам», тренинг «Третий путь» и так далее.

Особенность тренинга – он имеет ограниченный срок. Если вам предлагается длительный цикл занятий, то это уже не тренинг, а что-то другое.

Оздоровительно - развивающие тренинги

Цель тренинга – дать навыки по повышение возможностей нашего тела. Сюда не относится подготовка спортсменов – она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно - развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения – свое тело. Иногда оздоровительно - развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе (тренинг телесной психотерапии, например).

К оздоровительно - развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги («Мужская сила») и так далее.

На этом классификация наиболее популярных групповых тренингов завершается. С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны, к тренингам могут примыкать различные религиозно - духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия – для привлечения к себе людей. Сюда относятся учения многочисленных индийских Учителей, школа Гурджиева или различные группы, изучающие восточные или славянские духовные и религиозные практики.

Будьте внимательны

И еще. Сегодня появились довольно активные религиозные организации, которые под видом тренингов личностного роста или духовного развития могут завлекать вас в эту организацию.

То есть вы находите каким-то образом объявление о проведении тренинга по освоению энергетических практик, искусству тантры или освоению фэн - шуй, и идете туда. Там действительно проводится такой тренинг, но тренеры явно или скрытно будут приглашать вас познакомиться с Истиной, восславить какого-то Учителя или поехать к ним в ашрам. Все это обычно скрывается за эзотерическими терминами и ссылками на тайные знания, полученные от Учителя.

Скорее всего, вас очень аккуратно и профессионально будут вовлекать в религиозную организацию закрытого типа, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Это не тренинги.

Поэтому будьте внимательны, пользуйтесь услугами только тех тренеров и тренинговых центров, о которых вы узнаете из заслуживающих полного доверия источников. Иначе вместо желанного духовного развития вы можете получить большую духовную травму.

Например, в Ассоциацию профессионалов развития личности (принимают только отдельных тренеров или тренинговые центры, имеющие опыт работы не менее двух лет и получившие рекомендации двух других участников Ассоциации. Это закрытое профессиональное тренерское объединение, гарантирующее высокое качество услуг.

На этом рассмотрение вопроса о том, что же на самом деле является тренингом, мы заканчиваем. Надеюсь, у вас сложилось некоторое представление об этом виде развивающего процесса.

И подводим первые в этой книге итоги.

ИТОГИ

1. Тренинг – это интенсивная форма образовательного процесса, в ходе которого участки получают практические навыки или результаты того, чему посвящен тренинг.

2. По принципам набора участников тренинги делятся на открытые и корпоративные.

3. По целям, которые достигаются в ходе тренинга, они делятся на:

# тренинги навыков;

# трансформационные тренинги (тренинги личностного роста);

# психотерапевтические тренинги;

# тренинги духовного развития;

# оздоровительно - развивающие тренинги.

4. По степени жесткости используемых инструментов они делятся на:

# мягкие, исключающие психотравмы;

# средней жесткости, использующие чуть более провокативные инструменты;

# жесткие, использующие жесткие и провокативные методы воздействия на психику участников.

5. К тренингам близко примыкают другие формы образовательной или духовно -развивающей деятельности, которые не обладают признаками тренингов и не являются ими.

Тренируемся жить

Задания для самостоятельной работы

Эта глава получилась чисто информационная. Поэтому задание будет совсем простым.

Если вы посещали какие-то тренинги, то попробуйте разложить их по приведенной выше классификации. Это был открытый или корпоративный тренинг? Это был тренинг навыков или трансформационный тренинг? Какие навыки и знания вы вынесли оттуда? Оказался ли он вам полезным? Соответствовал ли результат тренинга тому, что вы читали в рекламе о нем? Как вы использовали результаты тренинга? Как вы считаете сейчас, оправдал ли тренинг ваши ожидания? Оправдались ли ваши вложения (в оплату тренинга), какие осязаемые результаты вы получили? Устраивает ли вас соотношение затраты / результат?

Если тренингов было несколько, то проанализируйте их все по этим показателям. Если вы никогда не были на тренинге, то зайдите на какой-то сайт тренингового центра и проанализируйте предлагаемые там тренинги по приведенной выше классификации.

Из книги Тайная книга для женщин, или Как управлять мужчиной автора Колесов Евгений

Зачем вам нужен мужчина Если бы женщины не любили вас, мужчин, за ваши недостатки, то что было бы с вами? Оскар Уайльд Вот вопрос, который в разное время приобретает для женщины различный смысл.В самом юном возрасте это, конечно, любовь, то есть взаимное влечение, «резонанс

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

1. Зачем нужен диагноз? Для многих людей, в том числе для некоторых терапевтов, слово “диагноз” – “плохое” слово. Все мы знаем о неправильном использовании психодиагностических формулировок: сложная личность легкомысленно упрощается интервьюером, который испытывает

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Зачем нужен мозг? Когда-то мозг сравнивали не совсем точно с телефонным коммутатором; в самом деле, он устанавливает связи между мыслями, а также между происходящими событиями и нашими реакциями на эти события. Даже в этом отношении мозг устроен гораздо сложнее, чем все

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Зачем женщине нужен Муж? Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа я… Песня такая Муж обычно привлекает женщину как возможный Душевный друг, Опора и Защитник, Любовник, Спонсор, Обустроитель дома и Отец. И ответ будет зависеть от того, что из этого списка ей важно в первую очередь,

Из книги Между мойкой и койкой, или Лекарство от женской доли автора Мануковская Катя

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Зачем нужен информационный культуризм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала определить, в чем состоит главная ценность «человека работающего»? Очевидно, в том: что он практически знает, или каким уровнем знаний обладает – низким, средним или высоким; что он

Из книги Дисциплинированный трейдер. Бизнес-психология успеха. автора Дуглас Марк

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Зачем нужен гипноз Гипноз, или гипнотический транс – это состояние, в котором все психические и физиологические резервы концентрируются на одной задаче. Эта задача заключается в том, чтобы как можно глубже воспринять сигналы-команды, подаваемые гипнологом. Во время

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Зачем умной женщине нужен муж Перед тем, как сесть за написание этого раздела, я провел небольшой эксперимент. Тридцать замужних женщин разных возрастов (от двадцати трех до семидесяти шести лет) по моей просьбе ответили на один и тот же вопрос: «Зачем вам нужен муж?»

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Зачем мне нужен режим дня? ЭТО ВАЖНО! Составь свое расписание так, чтобы тебе прежде всего было удобно. То есть чтобы в нем были учтены не только школьные занятия и домашние задания, обеды и ужины, но и твои увлечения в свободное время. Режим дня необходим тебе для того,

Из книги Психологическая война автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Кому и зачем нужен антисоветский миф Антисоветский миф как конкретное средство политики и идеологического, психологического манипулирования общественным сознанием выполняет вполне определенную, конкретную функцию в буржуазном обществе. Посредством ее осуществления

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

Что такое лайф-коучинг и зачем он мне нужен? Лайф-коучинг – это техника, обеспечивающая вас информацией и инструментами, которые необходимы для достижения успеха и развития личности. Простые, но эффективные рекомендации помогут вам научиться брать на себя

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Глава 1 Как самостоятельно входить в гипнотический транс? Зачем нужен

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Зачем нужен интеллект? Природа дала человеку очень мало шансов выжить. Представьте, что вы оказались в джунглях. Без одежды и без оружия. С ближайшей ветки на вас лениво смотрит леопард. В траве проползает шестиметровый питон. На берегу реки греется пара крокодилов. В небе

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Хочу ребенка. Как быть, когда малыш не торопится? автора Кавер Ольга Дмитриевна

Глава 5 ТВОИ ИСТИННЫЕ ЖЕЛАНИЯ: ЗАЧЕМ ТЕБЕ НУЖЕН РЕБЕНОК? Разобравшись в своих истинных устремлениях, мы переходим к одному из ключевых вопросов: зачем на самом деле тебе нужен ребенок? Задай себе этот вопрос: какой ответ первым приходит тебе в голову? Все не так просто и

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения , насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина .

См. также

  • Социально-психологический тренинг
  • Тренинг уверенности в себе
  • ЛАБ-профиль

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тренинг" в других словарях:

    Англ.Train обучать, воспитывать систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг… … Словарь бизнес-терминов

    См. упражнение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. тренинг сущ. тренировка трен … Словарь синонимов

    тренинг - тренинг. Произносится [трэнинг] и допустимо [тренинг] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (англ. training) ..1) в коневодстве и конном спорте система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям2)] Реже то же, что тренировка … Большой Энциклопедический словарь

    ТРЕНИНГ, а, муж. (спец.). Система, режим тренировок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от англ. train обучать, воспитывать) англ. training; нем. Training. 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в к. л. области. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ТРЕНИНГ - (от англ. training). Специальная тренировка, обучение чему л.; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Понравилось? Лайкни нас на Facebook