Методы завоевания внимания. Способы привлечения и удержания внимания аудитории Оратор должен остановиться

Почти каждый день вижу людей, которые выступают. И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов.

Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.

Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.

Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…

Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.

Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.

Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.

С уважением, тренер по ораторскому искусству, .

Глава 1. Главные ошибки ораторов

Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.

Меня часто спрашивают: «Ну, какие у меня были ошибки при выступлении?»

Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и

Но я не оцениваю выступления по ошибкам . Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.

Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?

Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.

Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.

Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!

Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.

В первых главах собраны ошибки очевидные.

Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.

Потом идут ошибки спорные.

Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.

Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.

Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.

То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.

Теперь вы будете видеть ошибки других.

Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Ошибка № 1. Где взгляд оратора?

Куда смотрит оратор?

Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.

Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?

Вверх, вниз, в окно?

А куда нужно смотреть?

Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?

Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.

Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.

Часто – просто в потолок.

Учитель занят своим делом – лекцией. А ученики занимаются своими делами.

На уроке у такого учителя можно делать что угодно.

Но есть и другие преподаватели. От их взгляда невозможно скрыться. Стоит только на секундочку отвлечься, как уже пытливый взгляд напоминает: «Не отвлекайся! Слушай внимательно».

Есть такие преподаватели?

Таких преподавателей хочется видеть, хочется слушать.


Найдите разницу между двумя картинками.

Оратор должен научиться смотреть прямо в публику.

Всегда видеть зрителей. Каждому человеку заглянуть в глаза. Переходить взглядом от одних глаз к другим.
Оратор, который не видит публику, подобен слепому человеку. Или человеку, находящемуся в плотном тумане.

Поэтому и страшно выступать. Ведь не видно людей. Не видно эмоций. Не понятно, что думают об ораторе люди.

Такой оратор хочет быстрее рассказать свою речь – и уйти.

Вот и причина спешки. Вот одна из причин страха выступлений.

Зрительный контакт - очень важный навык оратора.

Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.

Спокойный взгляд на публику - показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.

Чтобы наработать навык спокойного взгляда - нужно выступать. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией. Заставляйте себя смотреть только на людей. И так действуйте до полного закрепления навыка.

О важности взгляда оратора можно говорить долго. И мы еще вернёмся к этой теме. Рассмотрим другие ошибки.

Уважаемый читатель! Посмотрите видео , где я рассказываю об этой ошибке на своем Ютуб-канале

Кстати, на этом канале будет много полезного видео, поэтому рекомендую на него сейчас подписаться:

Ошибка №2. Для чего нужны паузы?

Речь оратора без пауз

Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?

Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.

Оратор кормит публику.

Только не кашей, а информацией. Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.

Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.

Каждое предложение – это кусочек информации.

Эту информацию нужно проверить на правдивость. Примерить на себе. Подумать о ее пользе. И только после этого, возможно, запомнить что-то из этой информации.
Паузы дают время на все эти операции.

А если нет пауз, то когда нам думать над словами? Без пауз – сложно. А запомнить услышанную информацию без пазу – еще сложнее.

Хотите, чтобы вас понимали – делайте паузы.
Хотите, чтобы ваши слова запомнились – делайте еще большие паузы.

Пауза – это элемент речи. Паузы так же важны, как пробелы между словами в тексте.

Как точки между предложениями. Как запятые, тире и двоеточия.
Есть обязательные паузы, а есть – произвольные.

Паузы великого оратора Мартина Лютера Кинга

Как вам такие паузы? Не маленькие?

У меня на занятиях бывали случаи (один на сто участников), когда кто-то начинал критиковать подобные паузы. У меня есть готовые ответы на подобную критику. Ведь в данном видео выступление на очень большую аудиторию. В таких случаях паузы нужны именно такие, большие паузы.

Пауза – это инструмент оратора.

И этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
Есть паузы, которые нужны оратору.

Есть паузы, которые нужны публике.

Обдумать услышанные слова, запомнить…

Оратор должен учитывать всё это. И должен следить, успевают ли люди воспринимать информацию?
По моим наблюдениям большинству ораторов не хватает…
Чего? Нет, не слов.

Не хватает – пауз.
Либо пауз вовсе нет.

Ошибка №3. Нужны ли публике мусорные звуки?

Мусорные звуки

Риторический вопрос:

– Что важнее в автомобиле: педаль акселератора или педаль тормоза?

Сложно ответить на этот вопрос.

Без акселератора машина не поедет. Без тормоза лучше никуда не ехать.

Многие ораторы умеют говорить, но не умеют молчать, то есть, делать паузу.

Пауза в речи оратора – как педаль тормоза в автомобиле.

Ораторы легко и быстро набирают темпы своей речи. Но вот «притормозить» или даже «остановиться» многие совсем не могут.
Что сделает водитель, если вдруг на дороге появилась яма, которую объехать невозможно?

Водитель притормаживает, медленно проезжает препятствие и снова набирает скорость.

Что придется сделать водителю, который не может притормозить?

Ему придется маневрировать влево или вправо, вылетать на обочину или на встречную полосу. Если водитель поедет прямо – его машина может потерять колесо на дороге. В любом из этих случаев может случиться авария.

У спикера тоже могут быть непредвиденные обстоятельства.

Неясно выразился. Сказал не то, что хотел. Или не так, как хотел. Или что-то забыл. Бывает?

Оратор начинает «выкручиваться».

Говорить лишнее. Уходить от темы «влево» и «вправо». Произносить пустые слова.

А ведь всего-то нужно остановиться, подумать, найти нужное слово – и продолжить.

Зачем выступающий человек использует «мусорные звуки»?

Для того, чтобы заполнить пустоту между словами.
Вместо пауз.

– Э… Хочу вам сказать… э… важную речь ммм… то есть слова… э… в общем я подумал, что… э… всем нам нужно… короче, вы меня поняли…

Пример речи с мусорными словами и звуками

Тогда искоренить их не составит труда.

Мусорные звуки могут быть следствием страха замолчать на публике.

Тогда полезно научиться говорить на публике вперемежку с молчанием, то есть, с паузами. Научиться этому не трудно.

Мусорные звуки могут быть следствием невежества или нежелания говорить иначе.

Тут я, увы, бессилен. Как говорится: «Осла можно заставить подойти к реке, но ни один шайтан не сможет заставить его напиться».

Заключительное видео к теме “Мусорных звуков”

Ошибка №4. Где внимание публики?

Выступление без внимания публики

Для наглядности этой ошибки, я продолжу рассказ о маме, каше и малыше.

Напомню: мама кормит малыша и следит внимательно за порцией еды в ложке.
Но! Представьте, вдруг пролетела муха. Малыш отвлекся на нее: «Муха!» Голова малыша поворачивается вслед за летящим насекомым.
Мама будет продолжать кормить малыша? Нет! Она тут же остановится.
Так?
Если мама не будет внимательной, то ее ложка попадет туда, где только что был рот – в ухо.
Внимательная мама сначала привлечет внимание ребенка, убедится в том, что можно продолжить кормление, и, только после этого, продолжит кормить кашей ребенка.
«Это понятно? – тогда продолжаем».

Конечно же, таких мам не бывает, которые могут угодить ложкой в ухо. А ораторы, которые слепо кормят публику, бывают. Так ведь?

К сожалению, такие лекторы встречаются даже в институтах.

Оратор должен следить за вниманием публики.

Зорко следить.
И, если это внимание исчезло, необходимо сделать все возможное для привлечения внимания публики. А уже потом продолжить свою речь.


Оратор может привлечь внимание публики разными способами.

Что может сделать оратор, если его не слушают?

Сделать паузу. Замолчать.

Смысл говорить – если, все равно, никто не слушает?

Оратор должен следовать принципу: «Нет внимания – нет информации!»

Как же привлечь внимание – об этом отдельный разговор. Долгий и подробный. Сейчас мы лишь разбираем ошибки ораторов.

Ошибкой является продолжение речи без внимания публики.

Зачем говорить – если вас не слушают? Зачем разбрасывать слова на ветер?Уж лучше замолчать, нежели продолжать речь.

Оратор должен остановиться. Привлечь внимание.

Например, словами: «Коллеги, прошу внимания!».

Возможно, потребуется выдержать паузу.
Причин для отвлечения внимания у публики может быть очень много.

К примеру, кто-то опоздал на лекцию и шумно заходит в зал, хлопая дверью. Наверняка, большая часть публики повернет голову к двери и частично отвлечется от слов оратора. На несколько секунд внимание публики исчезнет.

Личное дело каждого оратора, как на это реагировать.

Можно сделать замечание, можно отшутиться, можно не заметить. Это не важно.

Важно – вновь собрать внимание публики. Убедиться в этом внимании. И, только после этого – продолжить свою речь.

Ошибка №5. Как читать текст перед публикой?

“Правильное и неправильное” чтение

Вы видели читающего оратора?


Оратор читает лекцию – все занимаются своими делами или разговаривают.

Согласитесь, читающий оратор – печальное зрелище.

Не всегда, есть, конечно же, исключения.

По этой причине, многие мои клиенты высказывают предположение, что лучше не читать, а говорить экспромтом.

Согласен.

Но только наполовину.

Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…

Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.

Вот хороший пример, как оратор читает с листа.

А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.

Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на . Для начала можно просто попробовать

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Ошибка №6. Как выступать за трибуной?

Ошибка №6.
Оратор за трибуной

Трибуну придумали – как место выступления оратора.

На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.


Оратор за трибуной

За трибуной выступать проще.

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?

Второе . Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Главное.

Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.

Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.

А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.

Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.


Найдите четыре ошибки оратора 🙂

Трибуна – не самое лучшее место для оратора .

Передвигайтесь по всей сцене.

Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.

Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.

Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.

За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.

Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон

Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?

Ошибки в публичных выступлениях

Длинные предложения

Спикерам хочется блеснуть красноречием.

Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.

Для этой цели пишутся длинные речи , состоящие из многословных предложений .

Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.

Устная речь – это не литература . Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.

Лаконичность

Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.

Такой вид искусства. Художественная литература.

Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.

Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.

Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.

Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.

На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,

Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:

на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.

С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Красиво? Да?

Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы

Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?

Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.

Нудная литература уже не в почёте.

Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.

И понятные слова.

Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.

Почему же люди говорят длинными предложениями?

Причин много.

Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.

Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.

В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.

Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.

Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.

Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?

Ошибки при ответах на вопросы

Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.

Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.

Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:

– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.

Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.

Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:

– Как я уже говорил…

Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.

Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».

Это еще не всё.

Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.

Наладить связь между выступающим и аудиторией, установление контакта с публикой. Такова задача оратора. Только в этом случае все сказанное вами выслушают, запомнят и правильно воспримут. Если же должного эффекта добиться не удастся, то приемы, потраченные на репетицию речи, пропадут даром.

Для достижения контакта между оратором и слушателями существуют несколько составляющих.

  • Интеллектуальное сопереживание. Оратор и аудитория должны быть заинтересованы в поисках решения одних и тех же проблем, вести совместную деятельность. Добиться, чтобы аудитория не упускала нить рассуждений, логические мостики во время лекции.
  • Эмоциональное сопереживание. Оратор и его аудитория должны переживать похожие эмоции. Отношение выступающего к предмету, о котором он рассказывает, должно быть достаточно эмоциональным, чтобы этот настрой передался слушателям и спровоцировал ответную реакцию.

Делаем вывод, что для появления контакта между аудиторией и выступающим необходимо наличие двух составляющих – общей мыслительной и чувственной деятельности.

Как узнать, налажен ли контакт

Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи. Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне.

Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».

При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.

Поэтому ключевыми факторами для налаживания контакта считается заметная реакция на тезисы, когда внимание выражается действиями, заметными невооруженным взглядом – это заинтересованная поза, внимательный взгляд, едва заметные кивки, поддержания уместным смехом и рукоплесканиями.

О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор. Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать. Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось.

Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.

Фактор, влияющий на установление контакта с аудиторией

Для поддержания контакта между докладчиком и слушателями во время речи, необходимо учитывать приемы для привлечения интереса.

Актуальность обсуждаемой темы, пожалуй, самый важный из них - установление взаимосвязи между докладчиком и слушателями. Также важно, чтобы освещение проблемы было небанальным, содержало нестандартные подходы к ее решению. Содержание речи во многом служит определяющим фактором для успешного установления взаимосвязи.

Большую роль во взаимопонимании играет харизма докладчика. Известность выступающего, его популярность, сложившееся о нем представление в обществе могут сыграть ключевую роль в установлении, так как заинтересовать аудиторию с первых слов едва ли не самое главное.

Особенности аудитории

Докладчику нужно понимать, насколько однородна аудитория, перед которой нужно произнести речи. Об этом судят по нескольким признакам:

  • Возраст.
  • Национальность.
  • Уровень образования.
  • Увлечения по профессии.
  • Настроение.

Естественно, чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Еще один важный фактор – количественный состав. Малым числом слушателей легче управлять, но тогда докладчик должен досконально знать предмет, которому посвящена основная часть его речи. Диктовать с бумажки будет особенно неуместно и вызовет только отрицательную реакцию между слушателями.

Как привлечь аудиторию

Психологическая особенность слушателей заключается в том, что во время выступления они одновременно и зрители. Они уделяют внимание не только тому, о чем повествует оратор, но и как выглядит, как себя ведет, какие наглядные пособия для подтверждения своей точки зрения способен предоставить.

Приемы удержания внимания – внешний вид выступающего должен соответствовать окружающей обстановке, быть опрятным и приятным взгляду. В одежде не может быть ничего отвлекающего. Иначе обсуждению такой детали зрители могут уделить больше внимания, чем самому предмету обсуждения.

Важно следить, куда направлен взгляд оратора. Если выступающий опускает глаза в пол, часто смотрит в окно или обращается к аудитории кратко, с отсутствующим взглядом, успеха он не добьется. Необходимо установить зрительный контакт, когда оратор плавно переводит взгляд с одной части аудитории на другую во время речи. Это создаст впечатление отличного зрительного контакта со слушателями.

Аудитория и методы воздействия на нее

Чтобы гарантировать связь между оратором и слушателями, важно знать, что такое эффект аудитории. Этот эффект доказывает изменение поведения человека при выполнении работы из-за присутствия стороннего наблюдателя, в нашем случае зрителя. Яркий пример – спортсмены, которые демонстрируют лучшие результаты не в одиночестве на тренировке, а на крупных соревнованиях в присутствии большого количества зрителей.

Так и хороший оратор чувствует себя не до конца готовым до начала выступления, пока не выйдет перед публикой и не почувствует связь между собой и собравшимися. В этом случае, если подготовка проведена плодотворно, то эффект аудитории вам обеспечит успех. Главные приемы, направленные на удержания интереса, которыми необходимо пользоваться.

Важно также знать методы воздействия на аудиторию и активно пользоваться ими.

  • Считайтесь с мнением других. Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни. Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
  • Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания. Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей. Если это студент оденьтесь стильно.
  • Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
  • Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
  • Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.

Старайтесь по-новому подавать информацию, это необходимо, чтобы поддержать интерес. На это влияют презентации, видеоролики, аудиосопровождение. Эффект аудитории сыграет в вашу пользу. Смотрите в глаза слушателям и не бойтесь ошибиться. Это безошибочные приемы. Если вы добьетесь результата в публичных выступлениях перед публикой, то вам по плечу будет любая работа.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи -- это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт -- это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы -- оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание , т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими -- положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать и особенности аудитории, в которой предстоит выступить.

Каковы основные особенности аудитории ораторской речи? Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории -- количественный состав слушателей. Приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать -- в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию -- оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор -- такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели -- это одновременно и зрители, поэтому оратор должен обращать внимание на внешний вид.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. Вопрос «Читать или говорить?» -- один из вечных вопросов истории ораторского искусства.

Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил: «Указую господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была». Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал -- это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Умелое произнесение речи имеет огромное значение в ораторской практике.

Итак, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять удовольствие - при правильном подходе к делу. Успех и превращение возможной катастрофы в триумф гарантированы, если вы со всем вниманием отнесетесь к следующим советам.

Подготовка

Целая армия так называемых знатоков, выступающих под личиной спичрайтеров и сценаристов, убедила очень многих людей в том, что подготовка и планирование речи - дело необычайно сложное. На то они и мастера блефа.

Первая вещь, которую вам следует усвоить, - это то, что все приготовления к речи есть, в сущности, очень простой процесс, состоящий из двух ступеней. Вам необходимо только:

Определить тему выступления.

Этот вопрос, конечно, могут решить и без вас. Предмет выступления может оказаться таким, с которым вы хорошо знакомы, - например, корпоративный менеджмент, - или же таким, о котором вы совершенно ничего не знаете, - например, тот же корпоративный менеджмент. Иными СЛОВАМИ, предмет не имеет значения. Взяв на вооружение несколько простых советов, вы будете иметь на руках все козыри, что позволит вам пребывать в полной уверенности, что немногие почерпнут из вашего выступления что-нибудь полезное для себя.

Решить, что именно сказать по теме.

Лучше всего, если вам случится узнать что-нибудь о предмете заранее, но если не случится, то не расстраивайтесь. Многие профессионалы живут красиво и безбедно, разглагольствуя на темы, о которых понятия не имеют. Политики и телевизионщики - лучшее тому подтверждение.

Такой подход к подготовке может кому-то показаться чересчур упрощенным. Если вам тоже так кажется, следуйте изложенным ниже советам, чтобы чувствовать себя в своей тарелке.

Методика

Мастерам блефа хорошо известно: ничто так не действует на публику, как внушительность, - в данном случае пачка листков, которые оратор энергично перелистывает на трибуне. Обзаведитесь крупным разлинованным блокнотом и начинайте новый лист, как только вам придет в голову какая-нибудь новая мысль. В этом случае:

Все ваши мысли можно тасовать до бесконечности, точно колоду карт, пока они не выстроятся в удовлетворяющей вас последовательности;

Если вы записали не имеющую отношения к делили просто бесполезную мысль (а таких появится немало), ее смело можно выбросить бет ущерба для селившегося текста;

У любого случайного слушателя, оппонента или просто наблюдателя (не говоря уже о вас самом) возникнет впечатление, что вы уверенно двигаетесь к цели. При этом не важно, развернули вы тему полностью или просто наложили первое, что пришло в голову по каждому из пунктов.

Впоследствии время от времени можно перечитывать каждую страницу, прибавляя что-то новое. И в конце концов обнаружится, что вы нежданно-негаданно накопили достаточно материала, чтобы составить из него вполне законченную речь

Идея сообщения

Есть два широко распространенных заблуждения, о которых вам, возможно, уже доводилось читать или слышать. Первое заключается в том, что речи или обращения якобы должны проповедовать какую-нибудь идею, а второе - в том, что все сказанное вами должно иметь некоторое отношение к слушателям. Изучение реакции слушательских масс сводит на нет оба этих утверждения. Согласно недавнему опросу, проведенному на митинге политической партии, из двадцати трех присутствующих тринадцать человек спали, четверо заявили, что там было теплее, чем под сводами вокзала, а остальные просто заблудились. Легко попасться на удочку, поверив, что люди, которые выдвигают эти аргументы насчет идеи выступления, знают, что они делают. Проблема только в том, что, если вы им поверите, на подготовку к речи уйдет значительно больше времени, чем это необходимо.

Уже давно человечество пришло к заключению, что лучшие решения - это самые простые. Стало быть, и вам следует искать самые простые решения. Помните, что речи и обращения, не несущие никакой идейной нагрузки, требуют минимальной подготовки. Преимуществ при таком позитивном и непредвзятом подходе не счесть. Вот некоторые:

Выступление без необходимости делать идейные обобщения позволяет более творчески мыслить.

Вам никогда не придется извиняться за противоречия и разногласия в своей речи, если вы не делали никаких утверждений.

Написав универсальную добротную речь, не имеющую никаких идей или отношения к кому (чему) бы то ни было, вы сможете зачитывать ее много раз и по разным случаям, экономя все больше времени на подготовке.

Каждый оратор должен воспринять как комплимент следующее короткое высказывание Уинстона Черчилля, непревзойденного мастера блефа в ораторском искусстве:

"Наилучшим из всех ораторов будет тот, кто, перед тем как встать, еще не знает, что сказать; начав говорить, не понимает, что говорит; сев на место, не помнит, что говорил". Вот памятка всякому оратору, стремящемуся к совершенству. Теперь у вас есть конкретная цель.

Структура речи

Так уж заведено, что у речи или выступления должны быть начало, середина и конец. Казалось бы, это само собой разумеется, и тем не менее многие ораторы не делают никакого вступления и еще реже чем-нибудь заканчивают. Слушатели просыпаются только от шума аплодисментов. В этот момент истинные знатоки в аудитории начинают делиться впечатлением, насколько проникновенным и насыщенным идеями им показалось выступление. Если сосед подбивает вас на подобное обсуждение, не поддавайтесь, дабы не рисковать. Ваш сосед, возможно, и не спал.

Оратору следует сконцентрировать всю энергию на первой и последней фразах, ибо известно, что слушатели только их и воспринимают. В промежутке он с успехом может зачитывать результаты футбольных матчей последней недели, не обращая внимания на вспышки храпа в аудитории.

Опытный оратор знает, что вниманием аудитории можно завладеть в любой момент, произнеся бессмертные слова:

"...Итак, подводя итог вышесказанному..." или "...И в заключение..."

Обе фразы немедленно заставляют всех проснуться, и ими можно пользоваться сколько угодно раз в течение одного выступления.

Вступление к речи

Писать вступление - дело мудреное. Настрочив что-то вроде: "Доброе утро (или вечер), леди и джентльмены", вы можете просидеть целую вечность, пялясь на чистый листок бумаги.

Другое дело, если взять в руки свежую газету. Она пишется и издается вашими товарищами по перу, так называемыми журналистами, и охватывает суть предмета в первых двух-трех строчках статьи, побуждая читать до самого конца.

Малоопытные ораторы-любители могут узнать много полезного о том, КАК делать вступление к речи, порывшись несколько минут в местной и центральной прессе. Вот несколько случайных выдержек из разных газет, которые дают общее представление об этом:

"Вчера вечером пятеро заключенных готовились провести вторую ночь на крыше следственного изолятора Рисли".

"Дейли телеграф"

"Согласно последним сводкам, миллионы людей живут не по средствам и сидят по уши в долгах".

"Бэнкинг уикли"

"Стремительно растущий рынок кокаина подтверждает тот факт, что Британия (Германия, Дания...) становится общеевропейской штаб-квартирой распространения наркотиков, и к тому же изрядно обкуренной".

"Грониад"

"Были вынуждены бежать даже застигнутые в момент разгула вакханалии полицейские. Один свернул за угол со спущенными штанами, в то время как другие прятали свои лица от телекамер".

Конечно, начинать послеобеденную речь или деловую презентацию с любой из этих фраз - не лучший выход из положения. Но бывалый оратор умеет заинтересовать аудиторию, кратко набросав самую суть ситуации, и дать представление о содержании своего выступления.

Вводные фразы нужны только для того, чтобы удержать внимание слушателей в первые минуты речи. Дело в том, что для большинства людей характерен очень короткий период концентрации внимания, и по его истечении они начинают дремать.

Завершение речи

Самая большая ошибка - закончить выступление каким-нибудь жалким "благодарю за внимание" и сесть на место. Ораторы, знающие толк в деле, всегда заканчивают на драматической ноте. Они прекрасно сознают, что окончание речи - один из тех редких моментов, когда к ней можно привлечь хоть какое-то внимание публики.

Оптимистическая нота в конце важна всегда, особенно в тех случаях, когда ваша цель - довести до аудитории определенную точку зрения или побудить ее к определенному плану действий. Это может быть:

Апелляция к кошельку.

Все ораторы знают, что с приближением конца речи нехитрая фраза тина "И вот, подводя итог сказанному, уважаемые леди и джентльмены" выведет аудиторию из оцепенения не хуже, чем щепоть нюхательных солей.

Остановившись на секунду, чтобы дать слушателям прийти в чувство, вы можете смело обрушить на их головы парочку ключевых пунктов вашей речи, которые вы желаете закрепить в их сознании. Публике всегда хочется знать, что конкретно это даст ей самой, и, помня об этом, вы победоносно заканчиваете перечислением выгод, которые может принести ей рекомендованный вами порядок действий или поддержка вашей идеи. Среди тех идей, которые могут склонить аудиторию в пользу предложенных вами рекомендаций и брошенных призывов, наиболее популярны следующие:

Угроза того, что все повторится, если они не поймут этого с первого раза.

Обещание легкой жизни. Этот довод действует неотразимо.

Приобретение знаний. Знание чего-то такого, в чем сведущи очень немногие, является печатью гения или того, кто блефует.

Деньги. Существует прямая пропорция между суммой, которая предлагается, и той, что будет собрана в поддержку идеи. В наиболее эзотерических, доступных лишь посвященным дебрях денежных отношений это известно как подкуп.

Бар. Существуют два типа баров, на которые знаток ораторского искусства может сослаться: со свободным входом и с платным. Первые гораздо более притягательны.

Зная это, можно подтолкнуть слушателей вынести затруднительное для них решение, напомнив, что бар со свободным входом закрывается через десять минут. Но предупреждаем: не пользуйтесь этим приемом в двух случаях:

Когда вы обращаетесь к "верблюдам" (см. "Типы ораторов").

Когда вы обращаетесь к большой толпе, стоя в дверях бара.

Содержание

Вне зависимости от содержания, большинство речей представляет собой интерпретацию того или иного факта или положения и часто выражает личную точку зрения выступающего. В принципе речь не должна быть:

Исчерпывающей вопрос,

Истиной в последней инстанции.

Это дает вам идеальную возможность для блефа. Одно зернышко малоизвестной или не имеющей отношения к делу информации произведет гораздо большее впечатление и будет гораздо эффектнее способствовать вашей репутации, чем любые точные факты, причем в каком угодно количестве. Ведь если оратор сообщает что-то неожиданное, то он сразу предстает перед аудиторией как глубокий знаток данного вопроса.

Помните также, что сам факт вашего появления на сцене заставляет как минимум 70 процентов слушателей поверить в непререкаемость вашего авторитета.

Форма подачи сообщения

Придерживайтесь принципа ЧМОК (Читай Морали Очень Кратко), который можно также назвать принципом ГКЧП (Говори Короче, Четче, Проще) или ПДИ (Понятно Даже Идиоту). Вспомните преуспевающих политиков, неуклонно взбирающихся в гору: их речи часто просты до банальности. Если вы будете исходить из предпосылки, что ваша аудитория, вероятнее всего, состоит из людей простых, это сработает.

Однако простота - это еще не все. Поскольку опытные мастера блефа не считают необходимым досконально знать предмет, о котором ведут речь, то, естественно, имеет смысл использовать в речи как можно больше профессиональных жаргонизмов. Еще лучше - сочетать жаргон с массой непонятных четырех- и пятисложных слов. При этом слова вовсе не обязательно должны быть непосредственно связаны с предметом.

С другой стороны, когда вы переходите к тем моментам в вашей речи, которые вам и самому понятны, пользуйтесь только естественным, повседневным языком, на котором общаетесь с друзьями. В остальных же случаях ваша речь будет куда эффективнее и произведет гораздо большее впечатление на публику, если вы будете заменять короткие слова и выражения длинными.

Например:

Принимать активное участие - вместо "участвовать"

финансировать - платить

поставить на службу - использовать

демонстрировать - показывать

санкционировать - позволить

положить конец - оставить (бросить)

произвести - сделать достаточно

приблизительно - около

крупномасштабный - большой

в дополнение к этому - кроме того

тем не менее - но

однако - но

Но если вы все же чувствуете себя в данном вопросе уверенно и хотите быть поняты массами, то в этом случае поступайте наоборот.

Цитаты

Цитировать какую-нибудь знаменитость вроде Сэмюэла Джонсона (Сэмюэль Джонсон (1709-1784) - английский писатель и лексикограф. Наиболее известные работы - "Словарь английского языка" и "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов". - Здесь и далее примеч. переводчика.) или Жан-Поля Сартра удобно, но, скорее, только для начинающих. В аудитории всегда может найтись человек, знающий больше вас об авторе и лучше понимающий истинный смысл цитаты.

Целесообразнее цитировать какого-нибудь менее известного автора. Чем темнее лошадка, на которую ставишь, тем лучше. Это не только сведет до минимума риск того, что найдется всезнайка, тоже что-то слыхавший об авторе, но и позволит вам перевирать цитаты по своему усмотрению.

Повторы

Любые прорехи в сценарии легко прикрыть повторением уже сказанного, причем многократным. Это не только сэкономит массу времени и чернил, но и сделает более убедительным затронутый вами особо туманный вопрос. К тому же тем самым вы проявите заботу об окружающих: ведь большинство слушателей наверняка ничего не поняли" когда вы в первый раз высказали свою мысль, и следуют за вами на включенном в мозгу автопилоте.

Неплохой прием, часто используемый действительно искусными ораторами, - высказать в своем выступлении одну-единственную серьезную мысль, но повторять ее снова, и снова, и снова.

Анекдоты

Анекдоты или житейские истории можно использовать в качестве прослойки между большими кусками речи, когда вы не можете сказать ничего интересного или же вам вообще нечего сказать.

При этом вовсе не обязательно, чтобы ваши истории имели отношение к существу доклада. Просто старайтесь хоть как-нибудь привязать их к нему, а к месту или не к месту- неважно.

Если хотите увидеть эту тактику в действии, прослушайте все выступления какого-нибудь лектора или писателя во время его недельного турне. Вы услышите все те же самые полюбившиеся ему истории, повторяемые по радио и телевизору. И если они могут выезжать на этом, то кто помешает вам?

Заучивание речи

Идеалисты, стремящиеся к совершенству во всем, похоже, стараются создать как можно больше трудностей в жизни оратора. Мало им того, что вы проводите долгие часы в библиотеках и прожигаете жизнь за изготовлением карточек-шпаргалок, они еще хотят, чтобы вы заучивали наизусть самые важные отрывки. По-видимому, сами они, выступая, не могут прочитать то, что написали. Иначе какая еще может быть причина для зубрежки? Следует, впрочем, обратить внимание на то, что они призывают заучивать только самые важные части текста. А если в вашей речи нет ни важных идей, ни конкретных мыслей, то там не найдется и важных отрывков, которые понадобится заучивать. Вот вам еще время, сэкономленное с помощью и при поддержке нашего путеводителя по миру ораторского искусства.

Карточки

Это вовсе не то, что вы думали: не рекомендация отбросить всякую мысль о предстоящей речи и заняться составлением библиотечного каталога, раскладыванием пасьянсов и игрой в "очко" на раздевание. Это лишь способ напомнить себе, что нужно сказать. Может быть, это интересует вас меньше всего, но, чтобы пользоваться карточками, надо хотя бы приблизительно помнить:

а) слова, которыми вы намерены воспользоваться, и

б) примерный порядок их следования.

Очевидно, что лучше всего в данной ситуации - это сначала написать речь и затем зачитать ее по бумажке.

Зачем же в таком случае усложнять дело, используя еще какие-то карточки?

Но нельзя недооценивать знатоков - они уже придумали ответ на эти сомнения. Записывание речей слово за словом, считают они, занимает уйму времени, и в результате речь становится гипнотически усыпляющей. Проницательный ум задастся вопросом: "А разве цель оратора не в этом? " Конечно же, в этом, и примеры успешного достижения ее у всех на виду. Тут и политики, и известные приверженцы заранее предсказуемых речей -профсоюзные боссы, чье умение нагнетать парализующую скуку в аудитории поистине легендарно. Вы могли бы преуспеть не хуже, следуя примеру этих гуру.

Однако это не тот путь, который проповедуют опытные знатоки. Заведите карточки, настаивают они. На каждой карточке напишите несколько слов, которые послужат подсказкой, а в процессе выступления заполните промежутки между ними каким-нибудь наполнителем. Знатоки говорят, что такая хаотичность "делает вашу речь более натуральной.

Ясно, что чем длиннее речь, тем больше понадобится карточек. А чем больше карточек, тем больше риск. Вдобавок ко всем трудностям многие знатоки изобретают иероглифический код, который, по их утверждению, гораздо эффективнее обычной письменной речи.

Но для блефующих ораторов, которые могут заинтересоваться карточками как способом писать речи, мы приведем несколько ключевых слов и символов. Как вы можете заметить, каждый знак имеет как минимум две интерпретации - явную и скрытую. Первая - это то, что вы имеете в виду, составляя карточку. Вторая может прийти вам на ум в подходящий момент во время выступления.


Если вы все еще верите, что карточки-шпаргалки - это решение всех проблем, то вас может заинтересовать еще одно вспомогательное средство. Знатоки своего дела, допустив какой-нибудь ляпсус, не спешат признать ошибку и блефуют до конца. Прекрасный ход - использовать цветные карточки. Пусть речи не становятся лучше благодаря этому, зато их сюрреалистически разукрашенные карточки можно выставлять в различных центрах современного искусства.

Теперь вместо коллекции карточек одного цвета, способной запутать кого угодно, у вас на руках набор картинок с цветными иероглифами, и вы имеете возможность запутаться в различных полутонах и нюансах. Это, как ни странно, дает массу потенциальных удобств:

Показав кому-нибудь свои карточки, вы сможете убедить любого, что действительно собирались сказать нечто куда более глобальное, нежели то, что от вас услышали.

Аудитория может быть введена в заблуждение, решив, что карточки нарисованы человеком, знающим толк в деле.

После такого прилюдного признания на знатоке вроде бы появляется печать посвященного.

Освоив искусство подготовки карточек, способных привести в благоговейный трепет любого, вы сможете как бы невзначай забыть их на месте выступления: дальнейшие комплименты гарантированы.

Мораль здесь в том, что у каждого свой подход. Если вы желаете уморить аудиторию, зачитывая ей от начала до конца все, что у вас написалось, - что ж, Бог вам судья. С другой стороны, если вы хотите ослепить всех остроумием и находчивостью, то, вероятно, лучше всего посоветовать вам прикарманить чужие карточки.

Репетиция

Древнее изречение гласит: "В нужный момент все получится". Съевшие в своем деле собаку знают, что это так, поскольку долгая практика отшлифовала их мастерство.

Практика - и только практика - даст вам в руки главное оружие оратора: говорить о незнакомом предмете так вдохновенно, как если бы вы изучали его всю жизнь (особенно если вы совершенно в нем не разбираетесь). Это придаст вам уверенности в своих силах. На публику производят впечатление только уверенные в себе ораторы.

Вот несколько правил, позволяющих настроиться на успешное выступление.

Потренируйтесь перед зеркалом

Вовсе не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Огромное число знаменитостей тестей тренировались так годами.

Воспользуйтесь диктофоном

Как ни странно, выступать с речью перед пластмассовой коробкой не так-то просто. Не расстраивайтесь. По крайней мере, она вам не ответит. И если вам покажется трудным делом развлекать диктофон, подождите, пока вам не представится возможность делать то же самое с аудиторией.

Снимите свое выступление на видеопленку

Если вас позабавила запись собственного голоса на диктофоне, не откажите себе в удовольствии, снимитесь на видео. Ведь тогда вы сможете не только услышать, но и увидеть себя со стороны. Попытайтесь быть самокритичным и честно ответить на два-три вопроса:

"Есть ли у меня неприятные привычки, о которых я не знал?"

Если вы заметите за собой вещи, которых предпочли бы не видеть, то, вполне вероятно, их не захочет видеть и аудитория.

"Как я выгляжу?"

Говорят, что камера не лжет, но это может оказаться как раз тем случаем, когда вам захочется, чтобы она изменила этому правилу. Есть люди, которые немедленно садятся на диету или год не вылезают из гимнастического зала после того, как увидели себя в видеозаписи.

"Как это звучит?"

После того как вы переживете потрясение от того, что ваш голос звучит совсем не так приятно, как вы думали, постарайтесь внести в него нечто особенное. Меняйте тональность, тембр, голосовые модуляции. Попробуйте петь в ванной. Все с этого начинали. Вступите в местное общество любителей оперного пения. Короче, работайте над собой.

Раздобудьте какой-нибудь реквизит

Некоторым повезло: у них есть очки. Если вы из тех, кто обделен этим счастьем, поспешите к оптикам. Очки - это находка для оратора. Их можно не только снимать, протирать носовым платком или кончиком галстука, но и орудовать ими как указкой в патетические моменты речи; очки - идеальный ораторский инструмент. Ничто не способствует так разглаживанию нахмуренного лба и концентрации мыслей, как задумчивое посасывание концов дужек. Или почти ничто.

Обкатайте речь на родных и друзьях

Конечно, все зависит от того, насколько вы полагаетесь на прочность родственных и дружеских уз. Может быть, и не стоит подвергать их столь серьезному испытанию. Но человек, преданный своему делу, не позволит этим соображениям быть тормозом на его пути к признанию (и получению гонорара).

Педагогический процесс ставит перед рядовым педагогом требование - он, педагог, должен обладать арсеналом средств для донесения студентам своего опыта. Эти средства всегда индивидуальные, неповторимые. Кроме слов, голоса, интонации, в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика и др. Но первое и самое весомое -очи! Прежде всего они помогают приковывать к себе внимание.

Психология педагогического мастерства выделяет несколько методов завоевания внимания аудитории, одни из них - пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, чтобы сфокусировать внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью собирается внимание аудитории в единую педагогическое воздействие.

Агрессивный метод противоположный пассивном. Этим путем идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. их чувства и воля освобождаются через интеллект мощным течением и мгновенно привлекают к себе внимание аудитории. С тренированной убежденностью такой педагог будто гипнотизирует слушателей. Хотя в целом гипнотизирование и кратковременное, однако различными средствами его можно поддерживать столько, сколько нужно для решения педагогической задачи. Иногда для этого используются темпоритму-ми и своеобразная педагогическая монотонность. С помощью которых педагог бы "врубается" в сознание слушателей, усыпляя, а затем напрягая ее. доводя себя и слушателей к кульминации чувственных переживаний. Эта кульминация и способствует формированию установок и убеждений личности, их проявления обусловлены тренированностью педагога, уровнем его психотехники.

Понятно, что каждый педагог производит свои индивидуальные средства, пользуясь которыми он предельно приближается к одухотворенности и достигает наивысшей степени.

Педагогическое действие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такой же действия в театре наличием постоянного коллектива. Поэтому педагогу, оказывая влияние на личность, важно использовать психологическую силу коллектива, помнить о постоянном движение коллектива, "закон развития" его, непрерывное развитие.

Один из принципов организации и воспитания в коллективе - "принцип параллельной педагогического воздействия". "Воспитывая отдельную личность, мы должны заботиться о воспитании всего коллектива. Практически эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем целеполагании".

Управляя коллективом, направляя его деятельность, педагог должен обладать определенными качествами, которые способствовали бы его совместимости с коллективом и отдельными студентами, которые входят в него. Прежде всего это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что педагога следует специально готовить к этому.

Исследователь проблем поведенческой активности педагог В.А. Кан-Калик предлагает придерживаться определенных общих правил для оптимизации общения со студентами:

к аудитории заходить бодрым, уверенным, энергичным;

общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное;

имеющийся коммуникативный настроение: ярко выраженная готовность к общению;

энергично оказывается коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой на деятельность, стремление передать это состояние студентам;

в аудитории создается необходимый эмоциональный настрой;

осуществляется органическое управления собственным самочувствием в проведении занятия и общении со студентами (равный эмоциональный настрой, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и т.д.);

добиваться производительности общения;

осуществляется управление общением (оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение сочетать общение с методом воздействия);

язык (яркая, образная, педагогическое целесообразна, высококультурная)

мимика (энергичная, выразительная, педагогически целесообразная)

пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая, насыщенные эмоционально жесты).

К перечисленному следует добавить хотя бы два предложения:

блестящее знание материала;

четкое соблюдение меры.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook