Мужчины vs женщины: каких лидеров предпочитают подчиненные? Бизнес без границ. Почему нельзя верить мифам о женщинах-лидерах Различия между лидерами женщинами лидерами мужчинами

Даже в клетке видно, какая из птиц главная. Зеленая или, к примеру, голубая. У главной никто не смеет отнимать корм, она выбирает лучшее место на жердочке и не озирается по сторонам, так как не ждет нападок. Она сильная личность, она лидер, со всеми присущими лидеру чертами. А ты что за птица?

Ученые спорят, рождаются ли некоторые из нас лидерами или становятся. Одно очевидно: годам к двадцати уже можно совершенно точно определить, способна ли ты вести людей за собой. Даже если ты еще не успела ничем особым проявить себя. Главное, разобраться с настоящими признаками лидера. Итак, лидер...

1 Мечтает о "тихой пристани" не чаще чем раз в месяц. Постоянный штиль ему противопоказан, зато в водовороте событий у него улучшается даже внешний вид и самочувствие. Не говоря уж о внутреннем состоянии.

2 С детства терпеть не может, когда его опекают.

3 Зато сам кого-нибудь обязательно опекает. Впрочем, подопечных никогда не бывает слишком много. Лидер - это не курица-наседка.

4 Скорее испытывает желание восторжествовать над удачливым конкурентом при большом стечении народа, нежели придушить его в темном углу.

5 Способен даже из чужого бреда выуживать ценные мысли.

6 Умеет улыбаться в моменты самых страшных нападок в свой адрес.

7 Умеет принимать критику к сведению - если она конструктивна.

8 Не уверен, что лучший способ обороны - это нападение. Но то, что этот прием в определенных ситуациях срабатывает, знает наверняка.

9 Достаточно уверен в себе для того, чтобы остаться при своем мнении, не размазывая по стенке чужое.

10 Приняв окончательное решение, всем своим поведением показывает, что оно - единственно верное. И убеждает в этом других.

11 Может выступить перед большой аудиторией, даже если не любит этого делать.

12 Не консерватор! Вот уж кто способен оценить самые сумасшедшие идеи. Правда, за их осуществление возьмется, только если уверен в их жизнеспособности.

13 Умеет дружить с начальством при том, что полностью лишен подобострастия и не демонстрирует своего желания нравиться и получать похвалу.

14 Планирует свои поступки на несколько шагов вперед. И обязательно прогнозирует реакцию окружающих на них.

15 Умеет принимать комплименты, в том числе профессиональные, не смущаясь и не опровергая их.

16 Живет с ощущением, что, если завтра ему нужно будет поднять в небо реактивный самолет, он непременно этому научится.

17 Получив особо ответственное задание, в первую очередь задумывается о команде - тех коллегах, которых он может привлечь к этому проекту.

18 Способен держать в голове сотню самых разных деталей.

19 Постоянно генерирует идеи.

20 Отличается прекрасной логикой. Кстати, уметь выстраивать факты в логическом порядке - это все равно что обладать даром убеждения.

21 Прибавляет обороты после каждой неудачи или ошибки.

22 Не боится переработать и не завидует тем, кто проводит в офисе меньше времени, чем он.

23 Любит свою работу и бывает азартен даже в том, что многим кажется скучным и занудным. Кстати, его азарт заразителен.

24 Умеет подать себя, вдруг расцветая в нужный момент и в нужном месте - часто неожиданно для окружающих.

25 Не суетится, когда кто-то рядом с ним молниеносно взбирается вверх по карьерной лестнице - он умеет дожидаться своего часа.

26 То и дело берет на себя "слишком многое", а точнее, дополнительную ответственность или дополнительную нагрузку.

27 Никогда не позволяет другим перекладывать на свои плечи лишнее.

28 Не зациклен на работе - у него есть интересы и за пределами офиса (хотя времени на них остается немного).

29 Никогда не будет работать исключительно ради карьеры - он может заниматься только тем делом, которое ему по-настоящему интересно.

30 Не боится критиковать других, хотя больше любит хвалить.

31 Критикуя или хваля кого-нибудь, забывает о том, как этот человек относится к нему. Максимальная объективность - важное качество лидера.

32 Любит работать с людьми. А точнее, любит быть среди людей.

33 Хочет быть лидером.

Если вам нужно найти не просто управленца, а лидера. По каким критериям оценивать соискателей? Используйте перечень из 8 лидерских качеств. Смотрите, обладает ли ими кандидат.

«На глазок» определить, есть ли в кандидате задатки лидера, не сможет, пожалуй, даже самый опытный специалист по подбору. Чтобы понять, насколько соискатель не просто хороший менеджер, но и яркий харизматичный персонаж, способный повести за собой команду, анализируйте опыт. Просите конкретные примеры достижений, предлагайте кандидату решить кейсы и тесты. Изучайте, обладает ли претендент лидерскими качествами.

1. Для лидера желание развиваться сильнее страха неудачи

У лидеров – устойчивое соотношение ощущений, мотивов и желаний. Как правило, мотивы совпадают с желаниями, и этот союз подчиняет себе силу ощущений. Иначе говоря, если у человека есть мотив пробовать новое, то он обязательно захочет самостоятельно реализовать нестандартную идею. Ощущение, что для этого не хватает навыков и опыта, не остановит лидера. Азарт сильнее страха, риск не страшен. Действительно ли это так, вы сможете предположить, изучив резюме человека с явными лидерскими задатками.

2. Настоящий лидер не приемлет несвободы, даже если она обещает достаток

Имеется в виду, прежде всего, внутренняя несвобода. Настоящий лидер стремится делать что-то свое и по-своему, ему неинтересно следовать стереотипам. Он хочет сам принимать решения и делать выбор без оглядки на правила и нормы, принятые в бизнесе и обществе. Если такого человека загонять в рамки, принуждать соблюдать правила, он начнет разрушать себя. Учтите: предприниматель, который когда-то развивал свой бизнес, вряд ли сможет работать наемным руководителем.

3. В экстренных ситуациях лидер умеет сконцентрироваться и действовать

Настоящий лидер, оказавшись в сложной ситуации, не впадает в оцепенение, не теряет дар речи и самообладание, а напротив, собирает все свои силы в кулак и начинает искать способы решения, приемлемый выход из ситуации. Выявить, действительно ли соискатель наделен такими качествами не так сложно: поговорите на собеседовании с ним о том, что он делал на прежнем месте работы, с какими сложностями сталкивался и как c ними справлялся, либо дайте кейс, моделирующий такие сложности, и наблюдайте, как он будет реагировать на трудную ситуацию и какие станет предлагать решения.

4. Смысл жизни лидер видит в том, чтобы действовать, развивать новое

Даже если человеку не нужно зарабатывать на жизнь, он не станет сидеть без дела. Работа, участие в реализации интересных проектов, азарт и дух авантюризма наполняют смыслом жизнь человека-лидера. От этого он получает удовольствие и радость. И если вы спросите кандидата с лидерскими качествами, зачем он работает, он скажет, прежде всего, о том, что хочет выдавать новые продукты, приносить пользу людям, изобретать.

5. У лидера нет страха зависимости от других людей

Лидер понимает, что работает с людьми, а не в одиночку. Причем чем значимее проект, тем большее количество сотрудников ему приходится мотивировать и вдохновлять, вести за собой. Это не останавливает лидера. Он не боится брать на себя ответственность, хотя допускает, что не все станут его истинными последователями. Возможность ошибиться в людях воспринимается как обстоятельство, которое неизбежно и которое надо преодолеть.

Чем кандидат-лидер отличается от кандидата-управленца?

6. Лидер обладает способностью быть большим ребенком, следовать своим мечтам

Ребенком – в том смысле, что уметь искренно радоваться и печалиться, проявлять неподдельные эмоции, увлекаться, загораться идеей, с азартом ее воплощать. Это необходимо, чтобы быть успешным, настойчиво стремиться к достижению своих целей. Чаще всего люди, повзрослев, отказываются от своих юношеских целей, считают их недостижимыми и отступают.

7. Лидер понимает, что нужно учиться эффективному управлению

Иначе говоря, лидер, даже очень харизматичный, понимает, что, возможно, он – не самый лучший управленец (такое часто бывает). А, значит, осознает, что должен учиться навыкам эффективного руководства коллективом. Если лидер станет отличным менеджером, то его эффективность будет очень высокой! Благо, харизматичного лидера можно обучить управлению. А вот если у хорошего управленца нет лидерских качеств и харизмы, то выработать их невозможно.

8. Лидер знает, чего хочет, и занимается этим

Вообще, настоящий лидер умеет слышать себя, пренебрегая, как говорил Стив Джобс, посторонними шумами. Под такими шумами знаменитый СЕО компании Apple понимал чужие цели и ожидания. Не надо стараться достигать этих целей и соответствовать ожиданиям. Настоящий лидер знает, на что способен, развивает себя в нужном направлении и не тратит силы и время на то, чтобы оправдать чужие ожидания.

http://www.hr-director.ru/

Комментарии экспертов

Жить во времена перемен не только сложно, но и полезно. Истории компаний, переживших мировой или локальный экономический кризис, всегда становились легендами, которые тщательно изучали в вузах и по которым писали книги для поколений. И за этим успехом часто стоит лидер, который благодаря своим личностным и профессиональным навыкам мог предпринять шаги, не всегда стандартные, которые ведут к стабильности в тяжелые времена, и даже к процветанию.

Лидер не может делать необдуманные опрометчивые шаги, но также не имеет права оставаться в стороне, быть бездеятельным и безответственным. Именно за решительными и уверенными руководителями, показывающими поступками свою вовлеченность и проактивность, всегда будет горой стоять его команда, «вместе в болезни и в здравии». Ведь только человек, который внушает надежду, может повести за собой (процитируем Наполеона). И лидер всегда будет верен своей идее до полной победы.

Елена Пновская,

Leading Consultant

PERSONNEL Executive Recruitment

Лидерство – это ситуативная функция. Не существует какой-то одной определенной модели к которой Лидер бы мог прибегать все время. Не существует четких понятий, что есть правильным для Лидера, а что нет. Работает только то, что работает для данного окружения.

При работе в группах мы пытались выделить, какими же именно качествами должен обладать Лидер. И, о новость, каждый из нас видел Лидера по-своему))). Наша группа посчитала, что настоящий Руководитель должен обладать такими качествами, делюсь:

  • Харизма – сюда входят такие понятия, как вдохновлять, побуждать, вести за собой, мотивировать на новые цели и вести к победе. Т.е. это нечто неосязаемое, эмоциональное и иррациональное, влияющее на подъем и работоспособность окружения.
  • Ответственность – для нашей группы это понятие не просто перечень обязанностей. Это понимание, что Лидер гарантирует надежность и безопасность своему окружению, с пониманием относится к каждой проблеме.
  • Инновации (креативность) – в любом бизнесе важно не просто занять свою нишу, важно привнести что-то новое, возможно что-то улучшить, оптимизировать, изменить, подстроить, увидеть обыденное под другим углом, в идеале — изменить мир))).
  • Стратегическое мышление – без понимания направления развития вообще сложно куда-либо прийти и развить бизнес. Хороший Лидер видит цель как минимум на два шага вперед.
  • Ориентация на социум – мы посчитали, что любой успешный бизнес должен быть социально ориентированным. Сейчас, составляющей любого бизнеса является не просто желание заработать денег (да, такая банальщина)), но и необходимость обогатить социум полезными идеями, позволить ему развиваться более экологично.

Повторюсь, нет каких-то постоянных моделей лидерства, все зависит от ситуации, группы, количества людей собранных вокруг Лидера, времени и месте, стиля руководства. Возможно что-то еще. Тема очень интересна и многогранна, будем разбираться вместе.

Наталья Клименко

HR Business Partner

:codica

Большое спасибо автору за такой интересный подход. Он помогает посмотреть на лидера с разных ракурсов. Но, мне, кажется, что пункт №1 и №3 могут быть взаимодополняющими. Хочется добавить такие навыки, как гибкость и клиентоориентированность.

Гибкость — не значит подстраиваться под всех окружающих и просто плыть по течению. Я имею в виду, что нужно уметь идти в ногу со временем, постоянно работать над собой, подстраиваться под инновации, уметь пользоваться новыми интересными вещами, применять приобретенные навыки на практике. Без личностного роста и большой работы над собой невозможно достичь желаемых, качественных результатов.

Также, не последнее место занимает умение быть гибким со своим собеседником. И не важно, кто он: партнер по бизнесу, директор, коллега, просто знакомый. Настоящий лидер не должен отвечать агрессией на агрессию, играть в «кто кого перекричит». Настоящий лидер быстро адаптируется к такой ситуации и может ее уравновесить, сгладить, направить в конструктивный диалог и выстроить даже с самым сложным оппонентом партнерские отношения. Только так он сможет получить желаемый итог. Лидер не бывает на все 100% категоричным, он всегда видит наперед и анализирует все возможные варианты.

Клиентоориентированность — это умение слышать не только себя, умение видеть запрос и потребности других, умение быть партнером в любых отношениях. Я вкладываю в это понятие такие слова, как корректное отношение, забота, этичное поведение ко всем окружающим, независимо от их статуса и положения в обществе.

Только позитивный, открытый человек, человек, который уважает не только себя, но и окружающих способен заслужить доверие и уважение к себе и быть настоящим лидером во всем.

Алена Дураева

HR Business Partner,

компания «Max logistic»

Существует теория, что в любой организации только 20% сотрудников являются лидерами, а остальные 80% — нет. С одной стороны, это хорошо, т.к. если бы все были лидерами, то кто бы тогда работал? Но с другой стороны, сегодня, мне кажется, не в каждой организации имеются эти 20% лидеров.

В настоящий момент, я как раз занята поисками вот такого управленца-лидера, человека с харизмой и всеми самыми-самыми качествами, способными усилить успех компании. Возможно мои идеи в отношении лидерских качеств, востребованных именно сегодня, будут полезны коллегам.

Итак, прежде всего, на мой взгляд, лидера отличает стойкость духа или характера . Лидер – это человек, который не изменяет своим убеждениям или целям (не путать с признанием неправоты). Это человек, который в течение всей своей жизни демонстрирует уверенность в любых ситуациях, и его почти невозможно выбить из «седла уверенности». Сложно команде следовать за лидером, чьи внутренние устои меняются по дуновению ветра или в разгар стрессовой ситуации, которая как раз и требует проявления характера.

Харизматичность, креативность, уникальность. Хочу процитировать американского эксперта по лидерству Джона Максвелла: «Чтобы стать харизматическим лидером, нужно обладать харизмой. Однако многие думают, что харизма дается или не дается человеку, если он обделен ею, то ему не дано. Харизма - способность притягивать к себе людей, ее можно развить. Чтобы превратиться в человека, который притягивает к себе других, вы должны: Любить жизнь, Ставить каждому человеку пятерку, Дарить людям надежду, Делиться собой и своими достоинствами». В особенности согласна с тем, что невозможно быть лидером, не имея созидательного начала.

Невозможно быть лидером без способности видеть решения , быть стратегом. Умение использовать свои знания, опыт, мироощущение и способность быть на шаг впереди делает лидера флагманом новых идей и продвижения.

К первому пункту автора статьи «о 8 качествах лидера» я бы добавила также способность к саморазвитию . Пробовать новое, это да, но постоянно работать над собой, своими навыками, качествами – это то, что также, на мой взгляд, отличает лидера.

Лидер умеет признавать свою некомпетентность в каких-либо вопросах, умеет доверять людям и не боится, что кто-то умнее его. Лидер умеет признавать свои ошибки, говорить о них прямо, не перекладывая ответственности. Он не боится принимать сложные или непопулярные решения .

Лидер обязательно должен обладать высокими коммуникативными навыками. Ведь для того, чтобы достичь целей организации или своих личных в одиночку не справиться и, соответственно, необходимо уметь налаживать контакт с людьми, уметь убеждать и слушать.

Все, кто работают вместе с лидером, должны чувствовать его преданность делу/фирме/идее . Только человек, страстно влюбленный в свое дело или идею, может убедить окружающих пойти за ним. Но если специалист некомпетентен, ему сложно будет одними лишь страстными речами убедить команду в чем-либо.

На мой взгляд, лидер – это также человек, не ждущий даров, а проявляющий инициативу, чтобы их заполучить. Это человек, способный принимать решения. Человек – звезда!

Исходя из вышесказанного, понимаешь, что не так-то просто найти сотрудника, управленца с вот таким вот немаленьким списочком обязательных компетенций. Но, если вам повезет его встретить/найти/переманить, это принесет немалые дивиденды всем – компании, команде и самому лидеру! Главное, чтобы обмен с ним был равноценным!

Юлия Истапенко,

Руководитель Департамента персонала и коммуникаций

Группы компаний «РИВЬЕРА»

Делать карьеру или воспитывать детей? Ответ на этот вопрос женщины ищут давно. Или не ищут, а просто берут и совмещают то, что кажется несовместимым. О непростом женском выборе мы поговорили с психотерапевтом Инной Шифановой.

Fab e r l i c : Инна, кто такой «лидер» или ч т o такое «лидерская позиция»? Есть ли у нее «женские» особенности? И вообще, может ли быть женщина лидер? Очевидно, что в бизнесе царит жесткая конкуренция, а женщины вроде не заточены природой под войны с «соседским агрессивным племенем», скорее - под выращивание потомства и сбор ягод...

Инна Шифанова (семейный психолог, психотерапевт, ведущая тренингов личностного роста. Ваш вопрос - результат влияния стереотипа, рисующего лидера эдаким тираном и самодержцем. Но на самом деле лидер - это человек, который берет на себя ответственность за группу людей, за их общий успех. Этой группой может быть семья, отдел или какая-то другая бизнес-структура. Пол не имеет решающего значения. Уже в школе девочки - лидеры хорошо всем видны. Обычно их много. А в недавнем советском прошлом было еще больше, потому что для всех была актуальна установка «кто не работает, тот не ест». Понятно, что и в рабочем коллективе они обязательно появляются и раскрываются, если есть условия.

А различия лидерских стратегий лежат именно в социальном поле-гендере, а вовсе не в биологии человека. Конкуренция, борьба, выяснение отношений - все это есть в человеческой природе независимо от пола. Только по-разному выглядит. В женском коллективе борьба за место под солнцем теперь называется моббинг (психологический террор, то есть систематически повторяющееся враждебное и неэтичное поведение по отношению к другому человеку).

Войны в семье тоже не новость (а чем это не «соседнее агрессивное племя»?). А уж сколько сказано о соперничестве женщин между собой! В театральной среде или в модельном бизнесе глупо оправдывать неудачи «женским предназначением». Выбываешь, как слабое звено.

Если это не о лидерской позиции, то о чем? Методы отличаются от мужских - это да. Женщины больше манипулируют, ведут тайную войну, к рукоприкладству, как правило, не прибегают. Выбирают то, что поощряется социумом. Но в результате те, кто сумел отделить сценарии, мифы, стереотипы от собственных потребностей, талантов и личностных качеств, остаются в «мужской игре». Понятно, что это далеко не все из тех, кто были лидерами в школе или в институте.

F: Но у нас так много женщин, которые «тянут» на себе всю семью в плане финансов, которые изо всех сил стараются занять должность повыше, организовать свой бизнес...

И. Ш.: В нашей стране таких женщин все равно на порядок меньше, чем мужчин. Просто они действительно хорошо заметны. Да и бизнес у них вполне себе «женский», чаще всего мелкий. Поскольку большой бизнес все-таки требует специфических черт характера, которые в девочках стараются не воспитывать. А иногда и прямо подавлять. К примеру, авантюризм, умение серьезно рисковать. Зато женщин учат обходить острые углы, замечать детали, быстро менять стратегию поведения в экстренной ситуации.

Именно поэтому у женщин немного шансов выделиться в мужском или в смешанном коллективе. Женщины лавируют в мужском мире, где и снизу, и сверху к ним применяют более жесткие требования, где на них смотрят с пристрастием. Женщина всегда (или часто) - «хромая утка», слабое звено: если есть подходящий мужчина, «на должность» выберут его. Чтобы вырваться, вырасти, женщине постоянно нужно доказывать, что она этого достойна, «Ты хорошо знаешь физику (математику, английский},. для девочки». Вот с этого все и начинается.

Почему женщина стремится в начальники - большой вопрос. Возможно, она старается для семьи и детей, но лидерские качества и таланты (если они есть) нельзя просто не замечать. Уж лучше применить их по назначению, иначе вся энергия будет направлена на семью и женщина намнет командовать домашними, «строить» мужа и детей.

F: Как женщине понять, действительно ли вести за собой других - это то, что ей нужно? Или ей просто привлекают «бонусы», которые есть у школьников разных рангов и предпринимателей?А может, мама с папой хотели видеть ее крутой? Какие вопросы нужно себе задать, чтобы это определить? Или, может быть, достаточно вспомнить, что была председателем - совета дружины в шк о ле?

И. Ш.: «Бонусы» лидерства не так уж сладки! По крайней мере, все его «плоды» должны быть «оплачены». Это выясняется на первой же работе». А что касается «председателя совета дружины», то такой опыт не забывается, если специально не задавить в себе подобную память. Если же вы никогда явным лидером не были, спросите себя: «А узнают ли меня сейчас мои школьные друзья? Не удивятся ли, увидев?» Что касается родителей, увы, они часто хотят пятерок, но редко знают, что потом делать с красным дипломом, вряд ли здесь речь идет об установке на лидерство в будущей профессии.

F: А если и хочется, и колется...

И. Ш.: Попробуйте вспомнить себя успешной: удачная защита дипломной работы, отличные отметки, которые когда-то давались легко... Если опереться на собственный опыт не получается, подумайте, какие женщины вас восхищали. Повторите их жесты или взгляды. Как вам с ними? Если это были актрисы, что именно в них восхищало: роль или личность исполнительницы? Можно выбрать себе пример для подражания и, делая выбор (любой, ежеминутный или самый важный), снова и снова принимать позу успешной женщины.

Можно попробовать и такое упражнение: разделите лист на две части, слева напишите, что говорили о женской доле в семье, что говорили о ваших качествах, с кем сравнивали,в чью пользу. На другой стороне напишите, что вы думаете об этом сейчас. Подумайте, что можно изменить (например, в родительских установках), если сегодня вас это перестало устраивать.

F: Если женщина решается на карьеру, сможет ли она реализоваться как женщина и мать? Существует ли рецепт гармоничного объединения этих двух ролей? Я знаю женщин, которые буквально разрываются, когда им нужно, к примеру, квартальный отчет сдавать, а ребенок затемпературил...

И. Ш.: Разрываются, потому что не могут выбрать. В результате, делая отчет, думают о ребенке. А оставшись дома - о квартальном отчете, Постоянный выбор - это обязательная часть нашей жизни. В общем-то, в этом и заключается свобода. И дана она нам не только как право, но и как обязанность. Как труднейшая обязанность из всех, кстати. При этом женщины зачастую перегибают палку, становясь сверхответственными. Им кажется, что - они должны быть безупречны во всем. Но ведь не давая себе естественного права на ошибку, мы перестаем быть людьми! Сверхответственность - синоним безответственности, люди - не боги, мы устаем, что-то упускаем из виду, перегораем, жалуемся на жизнь, испытываем жгучее чувство вины...

Никто не может сделать выбор за нас, зато время устроено так, что оно то растягивается, то сжимается. Иногда можно сделать за день то, что мы намеревались за неделю. А дети и так знают, когда их любят, когда к ним стремятся душой, даже если их оставляют с бабушкой или няней на время «квартального отчета». Кстати, дети всегда гордятся мамиными успехами. Главное для мамы - не впадать в самообвинение. Это настоящий бич женщин.

F: А отношения с мужчиной? Могут ли два лидера ужиться в одной семье? Существуют ли способы «отключать» в себе начальницу, приходя домой, и без ущерба для психики превращаться в милое, женственное существо?

И. Ш.: Кто в доме хозяин - это вопрос социальных стереотипов. В традиционных обществах роли могут быть распределены очень четко. В современной городской культуре эта грань размыта. Поэтому конфликты за лидерство в семье возможны тогда, когда нет взаимопонимания: один партнер завидует другому и впадает в раздражение от его успехов. Кстати, когда у одного получается делать карьеру, а у другого нет - это часто становится причиной развода. У меня был клиент, мужчина, директор школы: он каждый день «воспитывал жену», а другая, учительница, ставила мужу отметки за все, даже за секс. В здоровых семьях (на профессиональном языке мы называем их функциональными) люди советуются, обмениваются мнениями, поддерживают друг друга.

F: Какими бывают типичные стратегии женщин-лидеров? В чем мы ошибаемся, а что мужчины могут считать находками? Часто ли мы пользуемся тем, что мы - женщины, общаясь с подчиненными и вышестоящими начальниками? Допустимо ли это?

И.Ш: Своими преимуществами пользоваться можно, главное, - чтобы это было к месту. Нельзя, к примеру, оправдывать свои ошибки домашней занятостью, заболевшими детьми или ссорой с мужем. Женщины часто выбирают в коллективе роль «мамочки» (особенно если женщина «при должности») или роль «милой девочки» и при этом думают, что они смогут достичь своих лидерских целей. Увы эти маски сообщат всем, что вы не лидер, а приспособленец, удобный исполнитель. При том, что «мамочки» и «девочки» бывают очень востребованы на работе. На них всегда можно положиться в сверхурочных заданиях, организациях внерабочих праздников... А на «девочках» хорошо тренировать свои качества «начальника» или роль «самой знающей в группе», эксперта. Есть еще роль «сексапилки», которая используется в борьбе за мужчину-босса. Но это еще одна проигрышная стратегия. Сексуальность женщины, скорее всего, будет использована по прямому назначению, но преимуществом в решении деловых вопросов точно не станет. Выпячивать сексуальность, делать на ней акцент, подчеркивать ее на работе - это, конечно, слабость.

А вообще, увлеченный работой и достижением цели человек не играет ролей, У женщин-лидеров совсем другие преимущества. Во-первых, талант. Во-вторых, потребность в том или ином занятии. Талант и потребность - близнецы-братья. Отдельно не ходят. В детстве практически не расстаются, инода могут долгое время быть в разлуке, но помнят друг о друге всю жизнь. Если вас тянет к чему-то, вам нравится этим заниматься, значит, вы талантливы именно в этой области.

Женский стиль в работе - это понимание потребностей людей, комфортная и безопасная обстановка, не черно-белые отношения, а более живые, личные. Женщине важна сплоченность команды, творческий климат вместо потогонной системы. Все, что касается отношений, и это правильно и для клиентов, и для поставщиков, и для проверяющих. И еще: давно замечено, что у женщин возникает несколько вариантов решения каждой задачи, а у мужчин - только один. Это дает возможность считать жешцин непредсказуемыми. Многие думают, что их решения спонтанны. На самом деле в этом заключается лабильность нашего мышления. То есть женщина всегда готова по ходу дела менять решения, потому что у нее всегда есть, из чего выбрать: она может ошибиться, признать это и начать действовать по-новому в изменившейся ситуации. Более того, женщины умеют принимать советы, мужчинам это сделать труднее. Мужчинам легче приказывать и выполнять приказы. Но применяют ли женщины эти качества на работе? Далеко не всегда. Мир пока играет по мужским правилам, и есть большой соблазн вести себя на работе по-мужски. Вот откуда берутся стервы. А вышеперечисленными условно «женскими» находками и качествами сегодня успешно пользуются и мужчины-начальники.

F: И все-таки, многие думают, что стервы горазда успешнее в карьере, увлеченные профессионалы, радеющие за обще дело…

И. Ш.: Стервой обычно становится начальница, которая однажды решила, что на работе нужно играть по мужским правилам. И заигралась. Стала жесткой, убрала все личное из отношений с подчиненными, стала руководствоваться правилом «работа есть работа, а остальное меня не волнует». Со временем такие деформации только усиливаются, и женщине становится все труднее отделить свое от наносного.

F: Если бы я попросила вас дать женщине, стремящейся быть эффективным лидером, только один совет, что бы вы сказали?.

И. Ш.: Не надо бояться быть собой. «Включите» или вспомните общительного, творческого ребенка, каким вы были в детстве. Если решение кажется верным, надо пробовать, хотя бы для того, чтобы найти свой стиль. Не сомневаться и помнить, что талант-родной брат потребности. Если возникло желание заниматься этим делом, значит, и талант ходит где-то рядом. Дайте ему шанс проявиться.

F: Кстати, о шансах на успех. Как думаете, каковы они у женщин-лидеров?

И.Ш.: Мужчина и женщина не одинаковы, но это не значит, что они не равны. Никто не способен доказать (а попытки были), какие различия природные, а какие-социальные. Но именно эти различия дают надежду на выживание. Мужчина и женщина идут по жизни в меру своих возможностей, кто-то быстро, кто-то медленно, а кто-то и вовсе бегом, разница в том, что для мужчины это просто бег, а для женщины-бег в мешке. Потому что нам нужно успевать сразу во всех направлениях: не только преуспеть на работе, но и быть любимой, сексуальной и заботливой. И постоянно доказывать, что мы имеем право, что для нас это важно.

Конечно, есть миллионы женщин, которым не нужна свобода, они вполне согласны к лидерству» соответствовать мужским представлениям о своей роли на земле и в семье. Можно даже добавить, что таких большинство. И есть только очень тонкий слой людей - и мужчин, и женщин, - для которых такая жизнь невыносима. Но благодаря этим «сумасшедшим» и меняется мир!

10 правил женщины-лидера

1. Пользуйтесь собственным опытом успеха и интуицией. Лидер – человек сложный и уникальный. Можно слушать советы, но относиться к ним стоит критически. Каким бы ореолом обязательной правоты ни обладал советчик.

2. Нюансы своей работы лучше всех знаете вы, поэтому доверяйте себе.

3. Как правило, женщина-лидер обладает лабильным интеллектом: это огромное преимущество. Благодаря такой форме интеллекта, у женщин есть возможность учитывать изменчивую реальность.

4. Умейте признавать свои ошибки, но четко ограничивайте область неверного решения, не взваливая на себя чужую ответственность.

5. Ни в коем случае не застревайте в чувстве вины. Оно мешает двигаться вперед и вызывает чувство неопределённости или тревоги у тех, кого вы ведете.

6. На работе не делитесь нюансами своей личной жизни. Сохраняйте дистанцию. Делайте это изящно, по-женски.

7. Не бойтесь оценивать свои способности выше средних. Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами.

8. Лидер не может быть всегда на высоте, но он умеет выйти из трудной ситуации и поддержать уверенность в своей группе.

9. Не верьте, что дело требует холодной логики, а эмоции – это женская слабость. Эмоции сопровождают каждый наш шаг и на самом деле успех бывает лишь там, где мы эмоционально включены в процесс.

10. Не старайтесь постоянно быть занятой, да еще и гордиться этим. Отдыхайте, ленитесь… Лень помогает встретиться с собой. Заглушая тревогу и чувства надо, она даёт возможность пробиться интуиции.

План-конспект урока психологии в 11 классе

"Женщина лидер и руководитель"


1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.2 Вопросы студентам

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.2 Перспективы женского лидерства

2.3 Психологические особенности женщины руководителя, отличающие ее от мужчины-руководителя

2.4 Вопросы студентам

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Таблица отличий лидерства и руководства

2. Тест для начинающего предпринимателя

3. Психогеометирический тест

Список литературы


1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Актуальность проблемы "женское лидерство" в современных условиях

Развитие рыночных отношений в России не только коренным образом повлияло на экономические процессы, но и способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности. Однако представления о женской деловой активности и, тем более, лидерстве, и предпринимательстве до сих пор остаются в рамках патриархатной культуры, все еще сохраняющей большое влияние во всем мире и практически доминирующей в России. Управление и руководство считаются мужской прерогативой. Такой подход значительно ограничивает возможности женщин в самореализации и затрудняет их адаптацию в кризисных социально-экономических условиях, кроме того, он не отвечает реальным социальным изменениям.

В советский период неравенство в завоевании женщиной руководящих позиций в экономике воспринималось как вполне закономерное явление, хотя в рамках официальной доктрины партийное руководство страны часто демонстривало на отдельных примерах "победы" женщин в управлении предприятиями. По данным Института экономики, на рубеже 1990-х годов в состав директорского корпуса входило 6-7% женщин.

В современном обществе сложился целый ряд объективных условий, благоприятствующих расширению женского ролевого репертуара, в частности, развитию именно женского бизнеса и менеджмента и формированию института управленческого лидерства. Общество все больше ориентируется на демократические принципы управления, на первое место выходят информационные технологии, преобладающее значение получает сфера услуг с соответствующей ей моделью деловых отношений, что вполне отвечает женским особенностям ведения бизнеса. Востребованность "женского" стиля управления определяется также качественными изменениями в самом менеджменте, который сейчас приобретает социотехнический, инновационный, человекоориентированный характер. Ряд исследований убедительно доказывает, что нетрадиционный женский стиль руководства вполне соответствует современным условиям и может повысить жизнеспособность организации в неустойчивых условиях внешней среды.

В последние годы в большинстве развитых стран наблюдается активное завоевание женщинами лидирующих позиций в бизнесе и политике. По прогнозу российских исследователей и аналитиков в структуре занятости женщины будут занимать большую долю, чем мужчины. Их количество увеличится и среди руководителей, менеджеров, директоров, как больших предприятий, организаций, так и мелких, и средних фирм. Уже сейчас наблюдается все более активное освоение женщинами этих областей общественной жизни. Несмотря на столь оптимистичные прогнозы относительно женской занятости, проблема эта остается весьма актуальной для России. Острота ее возрастает в связи с тем, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности российских женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий. Все это формирует предпосылки для углубленного изучения влияния гендерных аспектов на формирование управленческого лидерства женщин.

1.2 Вопросы студентам

1. Как вы считаете, почему необходимо изучать проблему женского лидерства?

2. Какие роли выполняет женщина в жизни?

3. Как вы думаете, может ли женщина успешно совмещать роли жены, матери, руководителя фирмы?

4. Насколько изучена в настоящее время эта проблема?


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Теории гендерного лидерства

История изучения проблемы гендерного лидерства

Литература для студентов

1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр, психол. 1991. № 3. С. 90-98.

2. Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты. / Автореферат дисс. На соиск. Учен степени Доктора психологических наук. - С-Пб, 2002.

В исследованиях гендерных особенностей руководства и лидерства можно выделить три основных направления.

ДОМИНИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА НАД ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ

1. Концепция гендерного потока (gender-role spill-over), выдвинутая Барбарой, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе и лидерство, как бы "заливая", подобно потоку, все вокруг (возникает так называемый гендерный эффект, когда пол становится более значимым, чем все другие факторы). Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит прежде всего от его пола. В самом деле, в некоторых исследованиях было установлено, что женщины воспринимались как менее компетентные лидеры, особенно если эксперты-подчиненные были сторонниками традиционных, а не эгалитарных взглядов на лидерство.

2. Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн с соавт.; С. Суттон с соавт.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях. Были получены эмпирические данные о существовании предубеждений против лидерства женщин в лабораторных экспериментах и полевых, в том числе и против их лидерства в семье.

3. Концепция токенизма (tokenism), предложенная Розабет Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название "токенов" (символов); к примеру, в качестве последних выступали 2-3 чернокожих в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей (обнаруженных эмпирически):

а) "матери" - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

б) "соблазнительницы" (seductress) - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;

в) "игрушки, талисмана" (pet, mascot) - милой, но не деловой женщины, приносящей удачу

г) "железной леди" (iron maiden) - этим токенам приписывалась неженская жесткость, и они были особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, снижает их возможности служебного роста, и изменить эту ситуацию может лишь увеличение их числа среди лидеров.

4. Инграциация (ingratiation). Это понятие, введенное Е. Джоунсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом), означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграциации - мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь.

Считается, что инграциация может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными. Тем более, что, по данным исследований, роль инграциатора, согласно существующим гендерным стереотипам, больше подходит женщине, чем мужчине.

5. Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается идея андрогинии. Самыми известными здесь являются теории, разработанные двумя женщинами: Джудит Спенс с коллегами рассматривала андрогинность как сочетание показателей высокой маскулинности и высокой фемининности, а Сандра Бем представляла ее как баланс между этими двумя категориями. Андрогинности отдавали предпочтение перед маскулинностью и фемининностью, и теория андрогинного менеджмента А. Серджента, к примеру, утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики.

Однако метаанализ эмпирических данных не подтвердил ни традиционное представление о психологическом благополучии (что мужчины должны быть маскулинными, а женщины - фемининными), ни обе гипотезы, отдающие предпочтение андрогинии. Это благополучие оказалось связанным с преобладанием маскулинных черт, а не андрогинных или фемининных. В американском обществе маскулинность дает больше преимуществ индивиду, чем фемининность, поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение: выгод от него может быть больше, чем потерь. Возможно, поэтому ряд женщин подражает маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. Обладание же и маскулинными, и фемининными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием дисфункционального внутреннего конфликта, по мнению Малири Тейлор и Джудит Холл, поэтому они даже считают понятие андрогинии излишним. Не случайно и Сандра Бем позднее отказалась от идеи андрогинности как предпочтительного выхода для обоих полов

6. Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с маскулинной гендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое "фаллическим", рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам. В последнее время можно наблюдать некоторое смягчение психоаналитических взглядов на женское лидерство.

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин-лидеров норвежский психотерапевт Я. Джорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки - всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и фантазии грандиозности (проявляющиеся в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей). По данным Я. Джорстад а, многие лидеры организаций демонстрировали признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины были более склонны к нарциссической грандиозности. Причины этого автор видит как в их анатомии, более "заметной" по сравнению с женщинами, так и в поощряемом западной культурой стремлении чрезмерно преувеличивать свой имидж, а женщины-лидеры либо отказывались от этой роли (до назначения или спустя некоторое время после него, несмотря на то что обладали рядом качеств, безусловно, полезных для лидерства), либо старались уменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам.

Хотя были обнаружены данные о нездоровой идентичности тех женщин, что предпочитали карьеру семье, но были и другие результаты: женщины-менеджеры легко интегрировали в своей личности женственность и лидерство. А отказ женщин от него был связан не обязательно с боязнью утратить женственность, как постулировал психоанализ, но и с другими факторами, в частности, с нежеланием женщин играть в политические игры мужчин и с отношением общества к женскому лидерству. В то же время достаточно часто встречаются работы, авторы которых связывают здоровую гендерную идентичность лидеров с влиянием мужчин - отцов (для обоих полов) и мужей (для женщин).

ДОМИНИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ НАД ГЕНДЕРНЫМ ФАКТОРОМ

1. Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз; Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется, что мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами. В частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является "речью безвластных", а женщины, занимающие должность, дающую им формальную власть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так же и мужчины-подчиненные будут по своим речевым характеристикам похожими на женщин. Результаты, полученные Катрин Джонсон, частично подтвердили действие формальной позиции на вербальное, а тендера - на невербальное поведение. По мнению Элис Игли с соавт., этот подход недооценивает роль стереотипов в восприятии лидеров разного пола.

2. Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером с коллегами, имеет много приверженцев: М. Локхид и К. Холл; Линда Карли; Б. Меккер и П. Ветцель-0"Нейл, Элис Игли. Поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе не равен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина - как низкостатусный индивиды. Чтобы стать лидером в группе, женщине приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с мужчиной, даже если она обладает большими знаниями и способностями, чем кто-либо еще в группе; это было установлено при изучении детских групп, состоящих из представителей разных рас, в отношении черных детей. По мнению Элен Мэккоби и Кэрол Жаклин, дело обстоит аналогично и с женским лидерством.

Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельными. Будучи низкостатусными, женщины вынуждены демонстрировать с помощью экспрессивного поведения поддержки и согласия с высокостатусными индивидами, что они не стремятся узурпировать власть. Однако повышение статуса (благодаря своей компетентности или же благодаря официальной должности) позволяет женщине-лидеру проявлять поведение лица с более высоким статусом (мужчины), в частности, стиль, ориентированный на задачу.

Эта теория объясняет множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство, так и различие лидеров разного пола по эффективности, стилям, речевому поведению в деловых ситуациях, причем, в отличие от других направлений, она предсказывает действие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях. Учитывает она и стереотипы, однако не объясняет гендерные различия в социальном поведении за пределами деловых групп, и некоторые другие факты, в частности, то, почему женщины (в том числе и лидеры) демонстрируют более явно выраженное социо-эмоциональное поведение в чисто женских группах по сравнению со смешанными по полу: в соответствии с теорией в первых женщины должны проявлять большую ориентацию на задачу, чем в последних, где они имеют низкий статус.

3. Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористская динамическая модель обмена в диаде "лидер - исследователь" ("leader - member exchance" - LМХ) Г. Граена с соавторами: лидер формирует уникальные взаимоотношения с каждым подчиненным (как систему обменов). Эти отношения могут быть хорошими (с взаимным доверием и поддержкой, высокой продуктивностью работы и удовлетворенностью подчиненных), средними или плохими (с простым выполнением служебных обязанностей) и носят название высокого, среднего и низкого LМХ соответственно. В последнее время изучается влияние тендера на LМХ.

Считается, что женщинам-лидерам труднее формировать отношения высокого LМХ с мужчинами, чем их коллегам противоположного пола, поскольку симпатия возникает скорее между индивидами, имеющими сходство между собой. Однако в исследованиях такие женщины оказались способными устанавливать отношения высокого LМХ, в частности, с мужчинами-подчиненными.

Концепция LMX тесно связана с представлением о высоко трансформационном лидере (Б. Басе, Дж. Хант и другие), который обладает способностью преобразовывать (совершать трансформацию) своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. Было установлено, что мужчины и женщины имели равную способность быть высоко трансформационными лидерами.

4. Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль. В самом деле, в своем исследовании К. Шнейер не обнаружил у лидеров тендерных различий по стилю: все они были значительно более ориентированы на задачу, чем нелидеры.

РАВНОЦЕННОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА И ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ

1. Концепция информационной обработки Д. Гамильтона и связанная с ней теория схемы С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем:

а) личностные,

б) ситуационные

в) ролевые.

Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер, менеджер (лидерский стереотип).

Множество исследований посвящено изучению влияния стереотипов на восприятие различных аспектов поведения мужчин и женщин в роли лидеров. При этом выясняется, что лидеры не соответствуют либо тендерному, либо лидерскому стереотипу. Чтобы устранить встречающееся рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека, индивид прибегает к следующим приемам:

а) каузальной атрибуции (к примеру, достижение успеха женщинами объясняется удачей, а не способностями);

б) игнорированию рассогласования;

в) ролевому выравниванию (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу);

г) навешиванию девиантного ярлыка (женщину, делающую карьеру, называют "синим чулком", "бесплодной" - "libber");

д) вытеснению из группы (женщинам-менеджерам к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания).

Кэтрин Бэртол и Д. Мартин объясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условиях проявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера и сама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же в отношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема и окружающие оценивают ее одинаково с мужчиной.

2. Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров разрабатывается известной американской исследовательницей Элис Игли с 1987 г. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины- и женщины-лидеры должны вести себя конгруэнтно их гендерной роли и в своем поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров могут вызывать у них снижение самооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы. И хотя компетентные женщины способны преодолеть эти сложности, мужчины получают преимущество при сравнении их с женщинами в роли лидера, так как подобных барьеров для них не существует. Э. Игли считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведет к росту их достижений. Этому смягчению могут способствовать:

а) реальные успехи женщин;

б) выбор ими той области занятий и должности в тех организациях, где лидерская роль по стереотипу не слишком маскулинизирована, а, скорее, андрогинна (к примеру, руководитель детского образовательного учреждения, а не военного ведомства или бизнес-компании);

в) демонстрация относительно фемининного лидерского стиля - демократического и ориентированного на взаимоотношения.

Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции. И все же именно она, как и статусная теория, представляются нам наиболее перспективными. Однако пока не появилось теории, объясняющей все экспериментальные факты.





Командного. Роузнер назвала их стиль "преобразовательным". Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными. Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола 2.1 Описание организации и методик исследования Цель исследования: изучить уровень самооценки и мотивации...

Женщин-начальников даже больше и ставят их выше начальников-мужчин по 23 из 25 категорий. · Женщины хорошо выполняют свою работу. Исследование "Менеджер в группе и в организации" показало, что женщины-руководители повсеместно проявляют себя личностями яркими, сильными, гибкими, устойчивыми, прямыми и способными работать много часов подряд. Кроме того, они самодостаточны и уверены в себе, им...

Решить, какой на работе и в жизни она будет - сильной или слабой, умной или подчеркнуто глупой, активной или пассивной. Следовательно, женский стиль поведения менее предсказуем, нежели мужской. Для взрослых мужчин и женщин характерно, что математическая и формальная логика больше развита у мужчин, а вербальная логика - у женщин. В общении женщины имеют больший словарный запас, нежели мужчины, ...

Такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость [Рыжова И.А. Курсовая работа «Проблемы деятельности женщины-руководителя», Самара, 1997 г.]. Именно здесь мы нередко сталкиваемся со своеобразным парадоксом: женщины, которые успешно борются с гегемонией мужчин на руководящих постах и завоевывают...

Кто она - настоящая успешная Женщина?
Та, которая несет в себе ясность, надежду и смелость…
У того, кто рядом с Ней, открываются все двери, легко и естественно преодолеваются трудности только потому, что лишь одно Её присутствие способно смягчить самую холодную жесткость.
С Ней хочется встретиться, поскольку Она утверждает жизнь, как ум и точно угаданное действие"
.

Антонио Менегетти

Не так давно я получила письмо от нашего нового криэйтора - Галины.

Добрый день, Лола!

Я - Галина. С удовольствием читаю Вашу рассылку и нахожу в ней много полезного и интересного для себя. Спасибо Вам!

Недавно знакомый спросил меня: ты командир по натуре или по необходимости? Я ответила, что по натуре, а потом глубоко задумалась, и до сих пор думаю и не могу разобраться. Я была уверена, что по необходимости нельзя, хотя во многих книгах и читала, что можно в себе воспитать. Но не получится ли это воспитание насилием над природой? Если человек от рождения имеет сердце воробья: боиться всего, не любит, когда на него обращают внимание (этакая серая мышка в уголке), не любит командовать и вообще считает, что каждый живёт так как хочет и не любит навязывать свою точку зрения??? (это я и про себя в том числе). Просто в последнее время мне несколько человек сказали, что я лидер. Я была крайне удивлена. То, что я иногда начинаю командовать, это я замечала за собой. Но сказать, что я люблю это делать постоянно - не могу.

Хочу рассказать про свою жизнь. Может это поможет найти ответ?

В детстве я была тихим и скромным ребёнком. Была ли я заводилой на улице - не знаю. В школе, начиная с 4 класса меня выбрали комсоргом. Я хотела после школы бежать домой, забросить портфель и отдыхать, а вместо этого мне приходилось оставаться после школы на общешкольные собрания, ругать двоечников, что они плохо учатся, из-за этого мы не можем принять их в пионеры, и из-за этого нас класс числится в отстающих. Да ещё музыкальная школа. В общем всё это меня очень напрягало.

Поступив в колледж я старалась не выделяться, сбегала со всеми с уроков. Через полгода классный руководитель собирает собрание и сама назначает профоргов, комсоргов и старосту. В их число попала и я. Потом работа, замужество, ребёнок. Прошло несколько лет. И вот настал этот переломный момент, когда надо было принять решение и действовать. Город в котором мы жили был градообразующим и благополучие граждан зависело от работы одного предприятия. Я осталась без работы и видела всю свои жизнь до самой смерти: работа, пенсия, старость, смерть. Меня такой вариант не устраивал. Мужа устраивал. Я надеялась, что он поедет, найдёт работу в другом городе, жилье и нам только останется переехать. Но он этого не делал. Я уехала одна. Нашла квартиру, работу. Летом ребёнок жил в деревне у бабушки. Мы жили и работали за 300 км. друг от друга. Так прошло лето. Осенью я поняла, что возвращаться к прежней жизни не хочу. И сказала, что обратно не поеду. Через 2 месяца муж уволился с работы и приехал ко мне. Так мы стали жить в Челябинске.

Здесь я закончила университет. Имею хорошую работу. Муж работает по специальности. Дочь учится в колледже. Мы рассчитались с кредитами и имеем свою квартиру. Было очень тяжело, но сейчас всё позади.

Сколько себя помню, мама всю жизнь нам с сестрой говорила, что мы маленькие, худенькие, слабенькие, плохо кушаем. Приводила в пример других, которые сильные выносливые, чего-то добились в жизни.

Теперь, когда мне 40 лет, окружающие мне говорят, что я сильная (в физическом смысле тоже), что я лидер.

Я этому удивляюсь. Может я на самом деле лидер по необходимости? И если б не было такой необходимости я бы была тихим и скромным человеком, серой мышкой, который сидит в своём уголке и чувствует там себя в безопасности?

Как вы думаете и что посоветуете?

В книгах о здоровье часто пишут, что надо жить так, как велит душа. И не надо делать из себя супермена (бизнесмена), если в душе ты тихий и спокойный человек, любишь курочек и судьба твоя - жить в деревне и разводить птиц??? Или всё-таки человек может настолько изменится, что эти качества в конце концов станут его собственными? Или мы вынуждены быть сильными и смелыми, чтобы выжить в этом огромном мире и в обществе действуют те же правила, что и у животных - выживает сильнейший?

Спасибо, если примете участие в моём вопросе.

С уважением, Галина.

"Стая летит за вожаком не потому,
что он мастерски кричит,
а потому, что он мастерски летит"
Китайская поговорка

Большая часть путаницы возникает по причине смешивания и подмены понятий лидерства и руководства.

Лидер (англ. leader - ведущий) - член некоей группы, за которым она (группа) признает право принимать ответственные решения в значимых для нее (группы) ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В отличие от руководителя, которого целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook