Почему люди носят маски. Мужской взгляд

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.

8 выбрали

Мы часто носим маски: на работе, на улице, общаясь с друзьями и знакомыми, порой не снимаем их даже дома. Какие-то из них похожи на нас как две капли воды, другие разительно отличаются от нас настоящих. Давайте разберемся, зачем нам нужны эти психологические надстройки и какие у них могут быть недостатки.

Итак, зачем в принципе нужны маски? В разных жизненных ситуациях мы играем разные роли, и это нужно учитывать. Если на работе вы строгий начальник, приходя домой, приходится перестраиваться, чтобы не вести себя так же с родными. И наоборот, если общаться с подчиненными как с собственными детьми, пользы от этого не будет.

На мой взгляд, носить маски совсем неплохо, в определенные моменты жизни они очень даже нужны. Ну разве плохо улыбаться ребенку, даже если у самой кошки на душе скребутся? Или подбадривать любимого человека, когда и самой страшно?

С помощью масок можно решить некоторые психологические проблемы. Существует даже такая практика – ролевая терапия, во время которой людям предлагается вживаться в различные роли, чтобы преодолевать свои страхи.

Маски сами по себе – это лишь инструмент, использовать их можно и для хороших, и для плохих целей. А если мы используем маски только во имя добра, то в чем же проблема? Оказывается, и здесь есть некоторые сложности, которых хорошо бы избежать.

Навязанные маски

Бывает так, что какие-то маски или модели поведения мы используем не потому, что они нам нравятся, а потому что они навязаны: коллегами, окружением, близкими людьми. Например, родители с детства воспитывали в ребенке лидерские качества, и он привык надевать маску лидера. При этом, вполне возможно, человеку совершенно не хочется изображать из себя лидера, но он использует такую модель поведения по привычке. А когда наше поведение идет вразрез с нашими истинными желаниями, это неизбежно негативно сказывается на психологическом состоянии. Покопайтесь в своей "домашней гримерке" , посмотрите, какие маски вам совершенно не нужны – может, стоит без зазрения совести отнести их на помойку?

Надо ли всем нравиться?

Часто мы надеваем маски, чтобы нравиться другим людям, особенно часто так происходит с новыми знакомыми. Я не раз замечала, как люди, кажущиеся практически идеальными в начале общения, при долгом знакомстве теряют добрую половину своего обаяния. Естественное желание понравиться заставляет нас скрывать недостатки характера и подчеркивать достоинства.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Но, с другой, получается, что окружающим нравимся не мы, а наши маски, и при более близком общении это становится очевидным – не можем же мы носить маску постоянно. Так стоит ли тратить столько сил и времени на людей, которым настоящие мы не нравимся? Ведь наши друзья и близкие люди любят нас такими, как мы есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Хотим быть лучше или казаться?

Еще одна причина, по которой люди надевают маски, заключается в том, что они чаще всего стремятся быть лучше, чем есть на самом деле . Мы все воспитаны на похожих принципах, мы хотим поступать хорошо, а не как проще, быть добрыми, а не злыми, отзывчивыми, а не бесчувственными. У одних это получается лучше, у других хуже, но казаться хорошими хотят практически все. Так, может быть, стоит постараться изменить то, что нам в себе не нравится, а не просто привычно надевать "хорошую" маску?

Ну и немного об искренности

А что же с искренностью? Часто открытое, искреннее поведение выглядит гораздо привлекательней, чем все наши самые симпатичные маски. Так что если можете себе позволить быть искренними – будьте.

Ну и напоследок забавный подход к маскам, который сформулировал знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали: "Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!" И ведь у него получилось!

Действительно, когда мы привыкаем изображать какие-то качества, они часто становятся частью нашего характера. Так что нам есть чему поучиться у собственных масок.

А какие маски носите вы? Как вам кажется, маски – это хорошо или плохо?

С психологическими масками каждый человек сталкивается ежедневно. Особенно активно они используются в процессе формального общения. В чем же секрет столь большой их популярности?

Психологические маски: спасение или наказание

Люди не могут быть искренними всегда и со всеми. Вы ведь не будете рассказывать о своих личных переживаниях первому встречному. В общении с эмоционально неблизкими людьми, либо в формальной обстановке, практически все мы одеваем определенную маску. Это нормально, пока человек не становится ее заложником.

Зачем нам нужны психологические маски

Для начала нужно разделить понятия «психологическая маска» и «социальная роль». Социальная роль – это модель поведения, характерная для личности, занимающей определенный социальный статус. У всех есть представление, как должны вести себя «заботливая мама», «строгий учитель», «прилежный ученик». Это и есть социальные роли. Они характеризуют место человека в социуме, определяют, каким должно быть его поведение, соответствующее нормам, принятым в обществе.

Психологическая маска – нечто другое. Это образ, который презентуется окружающим вместо истинного «Я». У каждого есть несколько привычных и отлично отработанных линий поведения, с успехом используемых даже в межличностном общении с близкими.

Люди «одевают» психологические маски для достижения разных целей. Чаще всего они необходимы:

  1. Для защиты – когда есть страх, что тебя настоящего никто не оценит и не полюбит. Так личность защищает себя от эмоциональной боли.
  2. Для самоутверждения – человек уверен, что определенное поведение создаст ему позитивный имидж в восприятии окружающими.
  3. Для достижения корыстных целей – сознательно выстроенная модель поведения часто позволяет достичь желаемого результат. Люди используют лесть, обман, манипуляцию, плетут интриги, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Какой бы не была цель применения масок, результат один – истинные эмоции, чувства, переживания, скрываются. Вместо них демонстрируется поведение, наиболее выгодное либо приемлемое в конкретной ситуации. Делается это не всегда осознанно. Часто личность даже не понимает, что «включилась» в некую игру и просто играет роль.

Наиболее распространенные маски

Количество психологических масок, позволяющих скрыть истинные переживания, огромное множество. Но есть перечень наиболее часто используемых:

  • «Хороший человек » – личность, которая в социуме демонстрирует исключительно позитивные качества, подавляя весь негатив, но наедине с собой либо с близкими людьми может демонстрировать агрессию, раздражительность.
  • «Беспомощная личность » – человек создает образ несчастного и невезучего, чтобы получить помощь от окружающих.
  • «Высоконравственная личность » – на людях проповедует моральные нормы и декларирует принципы, от которых отступает, если вокруг нет публики.
  • «Холодный человек » – черты бесчувственности часто демонстрируют сверхчувствительные и впечатлительные люди, стремящиеся скрыть свои переживания.
  • «Гиперобщительные личности » – люди, которые стремятся быть душой компании, убегая от страха одиночества.

Если использовать психологические маски ситуативно, то это помогает «держать лицо» в определенной ситуации. Однако когда человек не может проявлять искренние чувства и постоянно меняет маски, это опустошает его, делает зависимым от созданного имиджа и несчастным.

Лучше направлять энергию на саморазвитие, борьбу с комплексами, страхами, учиться быть собой. Личность, у которой есть четкая система ценностей, цели и вера в себя, не нуждается в масках. Она смело демонстрирует эмоции, высказывает мысли и максимально самореализуется. Подобная стратегия поведения дарит гармонию, способствует эмоциональной гармонии и позволяет быть счастливым.

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски


В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска - зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее - они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты - родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки, «няшки» и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки - во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей


К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

  1. . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело - она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни - новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  2. Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться «сохранить лицо» в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  3. Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам - соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  4. Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте - кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соцсетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон - политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски


Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя - наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает «вечно несчастным» вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской «вечно несчастного», только здесь преобладает позиция «не смогу», «не получится», «не умею», «не понимаю», «слишком сложно для меня» и т.д. Цель одевания такой маски - переложить свой груз (работы, ответственности, решения проблем) на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце - хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник» . С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей «тонкой» организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет «весельчаков» постоянно находиться в обществе, а в идеале - в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением - по телефону, в социальных сетях или в скайпе. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской «весельчака» живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок» . Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования - сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой - возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, «просчитаны» и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение - их собственное. Цель такого «маскарада» - вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).
Любая из вышеперечисленных психологических масок - это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека


Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая - скрыть страхи и комплексы, вторая - достичь меркантильных целей, третья - самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  1. Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, - тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  2. Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое - и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость «напрягаться» отпала, он снимет маску.
  3. Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть «личину» помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.
Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы - как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:


В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

А что происходит с Вами, когда Вы снимаете маски?

Быть самим собой - это необходимое условие для того, чтобы быть творцом. Невозможно порождать и воплощать в реальность свои идеи, свои мечты без того, чтобы не быть при этом самим собой. Переставая быть самим собой, человек перестаёт быть творцом.

Но человека, с раннего детства, как только человек дорастает до способности мечтать, учат быть кем угодно, но только не тому, как быть самим собой. Ему навязывают чужие мечты, обесценивая и принижая его собственные мечты. И тем самым человека уже в раннем детстве «убивают», его «убивают» как творца. И то, что некоторые люди, как творцы, «воскресают» из мёртвых - это можно назвать чудом.

Что значит, «воскреснуть из мёртвых как творцу»? Это значит перестать быть кем-то и стать самим собой. Это значит перестать носить маски. Это значит перестать вынашивать чужие мечты, чужие идеи. Это значит перестать быть клоуном, развлекающим кого-то, живущим в угоду всем, но только не в угоду самому себе.

Что значит «быть кем угодно»? Что значит носить маски? Это значит жить чьими угодно идеями и мечтами, но только не своими. Это значит воплощать в реальность чьи угодно идеи и мечты, но только не свои.

Человека заставляют жить идеями родных и близких. Человека заставляют жить идеями общества. Общество, друзья, родственники и прочие определяют за человека, что именно ему делать и как ему жить, они же и выбирают для него так называемые « карнавальные костюмы », проще говоря - «маски» . И это не те маски и не те карнавальные костюмы, какие человек надевает на своё тело. Здесь речь уже идёт о духовных, о личностных масках и духовных и личностных карнавальных костюмах. Надевая маску на свою душу, человек скрывает от всех свои истинные эмоции, своё истинное настроение. Надевая маску на свою душу, человек скрывает свои мечты, свои идеи и цели.

И иначе как без этих масок и костюмов, которые надевает человек на свою душу и свой дух, родные, друзья и прочие не желают видеть близкого и дорогого им человека. Да он и дорог-то им близок лишь по той лишь причине, что носит определённую ему духовную маску, определённый ему карнавальный костюм. И никто не хочет видеть его истинное настроение и его истинные мечты. Вот и выходит, что вся наша планета наводнена «духовными клоунами», наводнена теми, кто не тот, за кого себя выдаёт, наводнена людьми в «масках» и «карнавальных костюмах». Не планета, а «арена цирка». Земля - это место действие «грустных и весёлых клоунов».

Слово «клоуны» взято мною в кавычки, чтобы Вы не путали настоящих клоунов с теми «грустными и весёлыми клоунами», в которых превратили себя те, кто хочет выглядеть в глазах других людей не тем, кто он есть на самом деле.

Исключений нет. Маски носят все. Но для кого-то надевание масок — это недостаток, а не преимущество. И не обязательно с ними в этом соглашаться. Каждый сам для себя решает, что ему необходимо. Для кого-то, кто не хочет быть творцом, кто не хочет воплощать в реальность свои идеи и мечты, кто боится верить в себя и свой талант, маски — это благо. Для кого-то, кто не мыслит себя человеком, если не воплощает в реальность свои и только свои мечты, маски - зло. И ещё важно заметить, что у тех, для кого «маски» и «карнавальные костюмы» — это зло, у них нет кумиров, они не являются рабами чьих-то идей. А люди, которых они любят и которые любят их в ответ, не желают видеть друг друга в масках. И для них их недостатки — это повод начать от них избавляться, а не убеждать себя в том, что эти недостатки каким-то образом способствуют их развитию.

Надев на свою личность маску, человек естественно оказывается в мире иллюзий и среди людей-иллюзий, и конечно же ему ни в коем случае нельзя снимать там маску. Маски такого не прощают. Чтобы снять маску, необходимо прежде покинуть ту область, где оказался с помощью этой маски. Только покинув мир иллюзий и людей-масок, человек спокойно и безопасно может снять свою маску.

Но очень многие люди думают, что быть самим собой - это значит показать всему миру свою порочность, свою дикость и недоразвитость. Люди-маски уверены, что снять маску и предстать всем таким, какой ты есть, - это значит стать хамом.

Быть самим собой - это вовсе не значит всем и каждому, надо и не надо, без разбору, когда угодно, начать говорить всё, что ты хочешь, и всё, что ты думаешь. Быть самим собой - это значит жить своими идеями и своими мечтами. Это значит воплощать в реальность свои и только свои идеи и свои мечты. Быть самим собой - это значит ставить перед собой свои цели, а не цели своих родителей, своих друзей, своих начальников и прочих , кто заставил человека напялить тот или иной «карнавальный костюм» на свой дух, заставил надеть ту или иную «маску» на свою душу.

Но именно эту отговорку, чтобы не снимать масок, предпочитают люди-маски. Они говорят, что сняв маску, они наживут кучу проблем. Они, которые не желают снимать маски, полагают, что снятие маски вынудит их говорить всё, что они думают и приносить людям вред. Почему они так думают? Потому что они понимают, что быть самим собой - это значит быть честным человеком. Но они по-своему понимают, что значит «быть честным». И у них честность, почему-то, не знаю, почему, но подразумевает «молоть языком налево и направо всё, что на душе лежит» и всем, и каждому показывать себя таким, какой ты есть. И это они, люди-маски, называют правдой. Это, в их понимании, в понимании людей-масок, значит быть честным.

Но! Быть честным — это не значит говорить всегда только правду. И это не значит показывать себя таким, какой ты есть на самом деле, выделяя свои пороки и недостатки. Ведь пороки и недостатки есть у каждого. Тем более, что под правдой многие ошибочно понимают то, что правдой и не является, но то, в чём человек уверен. И тем более, что в каждом из нас есть много, очень много недостатков, которые никому не интересны и никому не приятны. Люди- маски думают, что если они снимают маску, то тем самым они показывают всем свои пороки. В действительности же, снять маску - это НЕ значит показать свою недоразвитость и порочность. Но люди маски уверены, что маски и надевают для того только, чтобы скрывать свои недостатки. Люди-маски даже не замечают, что надевая маску, они при этом не скрывают ею своих пороков, а наоборот, ещё больше их выпячивают наружу. Невозможно скрыть свои пороки, надев маску. А скрывать от людей свои недостатки и свои пороки - это вовсе НЕ значит носить маску. Скрывать от людей свои недостатки - это значит, оставаясь самим собой, иметь в себе силу и мужество сдерживаться в тех случаях, когда порочность хочет вырваться наружу и проявить себя.

Быть честным - это значит не врать. Вам понятна разница? Или Вы её здесь не видите? Попытайтесь понять, что быть честным человеком - это не значит быть всегда правдивым, а это значит не быть лживым.

Никто не заставляет честного человека говорить всегда правду. И честный человек никогда этого и не делает. Но честный человек всегда остаётся честным потому только, что он никогда не врёт. Не учитесь говорить правду. Учитесь не врать. Но очень многие этого не понимают. И именно они, которые стремятся к тому, чтобы говорить правду и начиная, как им кажется, говорить правду, в действительности начинают врать. Но они этого даже не замечают. Почему не замечают? Потому что они не думают о том, как не врать. Они думают только о том, чтобы сказать правду.

Но вот вопрос! Где ложь, а где правда? Как отличить? Как понять, что всё сказанное не есть ложь? Сделать это очень просто. Ложь там, где «маска». Ложь там, где «карнавальный костюм». «Маска» на душе человека - это уже ложь. И «карнавальный костюм», надетый на дух человека - это тоже ложь, каким бы красивым этот костюм не был. Это всё ложь. Ложь в угоду кому-то. Кому-то, кто настоял на том, чтобы маска или костюм были одеты. И человек, который что-то говорит и при этом он не является самим собой, а в «маске», или в «карнавальном костюме», такой человек всегда врёт. Чтобы человек не говорил, но если он в «маске», или в «карнавальном костюме», следовательно он врёт. Какими бы красивыми его слова не казались - это всё равно будет ложью. И даже если слова человека в маске подкреплены фактами - это всё равно будет ложь. Именно факты украшают ложь людей в масках. И чем чудовищней будет ложь людей в масках, тем весомей будут и представленные ими аргументы, и представленные ими факты в защиту своей лжи.

Что же касается тех хамов и тех горе-правдолюбов, для которых хамить и грубить - это и значит быть самим собой, и принимающих за правду свою тупую уверенность в чём-то, которые по недоразвитости своей ничему, кроме хамства, пока не научились, то никакой правды в их словах не было и нет. Я в этом уверен. Почему я уверен в этом? Да потому что правда не может основываться на ненависти. В основе правды, в основе любой правды, как горькой, так и сладкой, всегда лежит взаимное уважение, сострадание и понимание других людей.

Правда - это не то, в чём уверен только один человек, пусть даже и тот, который не носит масок, и что он сообщает другим людям. Правда - это и то ещё, в чём не сомневаются и другие люди, которые это слышат и которые также не носят масок. А до тех пор никакой правды нет. Правда не может основываться на ненависти и неприязни, на стремлении уничтожить всякое инакомыслие. Ненависть, неприязнь к иным взглядам и мыслям, стремление уничтожить всякое инакомыслие - это хамство.

А хамство и неуважение к другим людям, к чужим мечтам, к чужим идеям, к чужой религии, к чужой философии, к чужой политической системе и так далее свойственно исключительно людям-маскам, людям лживым. Ворваться в чужой дом, с тем, чтобы там нагадить, могут только люди-маски, которые, чтобы показать, что они, якобы, не носят масок, а являются самими собой и несут собой «правду и истину», начинают в грубой форме, путём насилия, порой даже очень жестокого насилия, выпячивать свою порочность, свою недоразвитость и навязывать, навязывать, навязывать всем и каждому свою и только свою «правду и истину».

Если человеку страшно поверить в себя и в своё творческое могущество — это значит, что человек не живёт своей жизнью. Это значит, что человек надел маску и живёт в угоду кому-то, но только не себе. Именно такие люди, люди-маски, верят в кого угодно и во что угодно, но только не в себя. И такому человеку, чтобы перестать бояться, перестать бояться верить в себя и только в себя, перестать полагаться на судьбу, на предсказания, на различных богов, на гороскопы и прочие виды пророчеств, необходимо снять с себя маску. Необходимо снять маску, надетую на человека когда-то и кем-то, кому человек верил и кто его очень сильно напугал. И тогда только человек станет самим собой и перестанет врать. Человек станет честным и воскреснет, как творец, из мёртвых.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2013

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

Понравилось? Лайкни нас на Facebook